15 сентября 1935 года депутаты Рейхстага собравшиеся в Нюрнберге приняли ряд законов, получивших название "Нюрнбергских", весь остальной мир знает их как "Расовые законы III Рейха", которые поражали в гражданских правах малые национальные группы Германии, в частности евреев и цыган, также данные законы заложили основу будущего геноцида против указанных и других, считавшихся неполноценными в нацистской идеологии, народов. Статс-секретарю, должность соответствующая министерской, Вильгельму Штуккарту было поручено сделать комментарии к данным законам, так чтобы они по мысли их идеологов вошли в историю юриспруденции. Основную же работу выполнил его талантливый заместитель Ганс Глобке, в отличие от Штуккарта он не был членом партии НСДАП да ещё к тому же вступившим в неё до прихода к власти нацистов, его заявка поданная в 1940 году была отклонена. Обычно это объясняют тем что он ранее состоял в католической партии "Центр". Забегая вперёд отметим что его не состоявшееся членство в нацистской партии помогло ему после окончания войны избежать денацификации, в отличие от его руководителя несколько лет проведшего в тюрьме.
Даже в период безраздельного господства нацизма в Германии никто не взял на себя сомнительную славу автора этих законов, но известно что ещё в 1932 году, но уже не задолго до прихода к власти Гитлера, работая в министерстве внутренних дел Пруссии, оно слилось с министерством Рейха в 1934 году, Глобке разработал и внедрил свод правил препятствующим евреям Германии менять иудейские имена на немецкие, мотивируя это тем что неоправданное важной причиной смена имени и фамилии затрудняет идентификацию личности и создаёт путаницу в документации фиксирующей акты гражданско-правового состояния. Многие из этих положений в последствии вошли в свод "Расовых законов". И что по мнению некоторых исследователей того тёмного периода немецкой истории, являлось прологом будущих антисемитских гонений.
Со всей немецкой скрупулёзностью и педантичностью Глобке дал разъяснение кого же конкретно касаются эти законы, классифицируя не стопроцентных немцев, имеющих евреев в роду, так называемых мишлинге (нем. der Mischling), вплоть до 1/8 примесей еврейской крови, при чём в некоторых случаях некоторые категории указанных лиц могли иметь её на 3/8. Задача скажем не из лёгких и с учётом тех реалий архиважная поскольку в зависимости от этого зависел их правовой статус, и как следствие отношение к ним. Было разработано положение о том чтобы лица еврейского происхождения добавляли к своему имени дополнительное, в зависимости от пола Сара или Израиль, что облегчало в дальнейшем их идентификацию и депортацию. Также евреи были лишены гражданства Рейха, но поскольку требовался их учёт то были разработаны паспорта особого типа с буквой "J".
Глобке ставилось в вину, что посещение им сателлита Германии - Словакии, обернулось депортацией словацких евреев в лагеря смерти. Как и 20000 евреев Греции. Но Глобке опровергал какую-либо связь между посещением этих стран и последующей еврейской депортацией, поскольку прямых доказательств его вины не было, то данные обвинения не выдвигались. Он сделал не плохую карьеру в Министерстве внутренних дел, а его непосредственный руководитель Вильгельм Фрик отмечал что Глобке является его одним из наиболее ценных сотрудников.
Как уже отмечалось ранее последствия поражения Германии не закончилось для него тюремным заключением. Отсутствие членского билета НСДАП, и возможные, но слабо подтверждённые, связи с участниками покушения на Гитлера в 1944 году обеспечили ему статус свидетеля обвинения.
Его карьера в послевоенной Германии была не менее, а даже более, успешна и стремительна. Как заместитель главы канцелярии канцлера он был причастен к разработке и принятии Конституции 1949 года, вернее временного закона до объединения Германии, но в итоге ставшим ей. И принятию неоднозначного закона 1951 года который возвращал к работе, восстанавливал доплаты и повышения служащим и чиновникам работавших в нацистский период, временно поражённых в правах и уволенных со службы. А с 1953 по 1963 годы сам был главой канцелярии и ближайшим помощником канцлера Аденауэра. Некоторые считаю что фактически он был вторым лицом государства.
Но тёмное прошлое не отпускало Глобке, неоднократно его высоким покровителям приходилось прикладывать усилия для того чтобы вся его неприглядная сторона не вылезла наружу. ЦРУ давило на прессу, в частности журнал Life, чтобы те не упоминали о его нацистском прошлом. В 1961 году прокурор Гессена инициировал расследование о его причастности к гибели греческих евреев, Конраду Аденауэру пришлось использовать всё своё влияние чтоб делу не был дан ход. Ну и пришлось потратится чтобы выкупить весь тираж книги "Ганс Глобке - выписка из досье" написанная на основании документов имевшихся в распоряжении стран социалистического блока.
Но наибольшие проблемы возникли во время суда над Адольфом Эйхманом, активно сотрудничавшего с Глобке в период "окончательного решения еврейского вопроса", руководствовавшегося его комментариями. ГДР через своего представителя предлагал представить документы изобличающие соучастие Глобке в преступлениях против человечества. Помощь же пришла откуда не ждали. Президент Израиля Бен-Гурион потребовал от обвинения не привлекать к последнему внимания. А знаменитый охотник на нацистских преступников Симон Визенталь на официальной пресс-конференции заявил что это всё коммунистическая пропаганда.
И всё же Глобке был осужден в 1962 году, правда заочно, и произошло это в ГДР. Но поскольку ФРГ не признавала решений принятых судебными инстанциями ГДР, то для него это обошлось без серьёзных последствий, но вероятно ускорило его отставку которая произошла в 1963 году.
Понравилась статья - выбирайте палец вверх.
Пишите комментарии.
Подписывайтесь на канал.