До 5 лет меня звали Антоном, я жил с мамой и бабушкой, отец был, но приезжал очень редко, и я его практически не знал. Я жил в городе, ходил в садик зимой и осенью, а весной и летом уезжал на дачу с бабушкой . Много лет назад как то мы собирались на дачу, складывали вещи, бабушка готовила еду в дорогу, скоро поедем на вокзал, нам предстояло путешествие на электричке, я вышел во двор попрощаться с друзьями и с собакой, нашей общей, дворовой, у которой были щенки, я нес для нее косточки и хлеб. Никого из друзей не было на улице, и в шалаше, и на площадке, наверно пошли к Альме , подумал я и побежал к щенкам. Навстречу мне шла женщина в цветастой юбке
- Мальчик, ты собаку не потерял???
- Я не знаю, вроде нет. Я растерялся и не знал что думать. Она прошла мимо, я почти бегом бежал к самодельной конуре , где должна быть Альма . Там было пусто. Пусто!! Нет нигде ни щенят, ни её! Паника во мне росла, высотой в дом. Она бы не ушла без щенков, но и с ними не смогла бы, они же еще глупые и не смогли бы идти за матерью, где же они? Кто увел их? Мне хотелось плакать, я чувствовал что с ними что то случилось. Стоп ! Та женщина, в юбке, цыганка, она меня спросила не потерял ли я ее, она должна знать, наверно видела что то! Я развернулся и побежал, очень боялся не догнать её и не узнать где наша Альма . Но все было проще, она стояла у киоска и что то покупала, я сразу ее увидел.
- Тетенька! Я потерял собаку, вы видели где она?
- Да видела, показать? Только далеко это, увезли её на машине, потом как вернешься назад?
- Я найду, только покажите где она! Я совершено забыл про бабушку и дачу, забыл что мне наказано было не разговаривать с незнакомыми людьми, а тем более садится к ним в машину, я волновался за собаку, и ни о чем думать больше не мог . Опомнился я когда мы выехали из города, я же не найду дорогу назад, это слишком далеко. Куда мы едем? И зачем? Бабушка наверно волнуется, даст ремня мне когда вернусь, и обязательно накажет. В машине было еще три женщины, а за рулем мужик с бородой, они очень громко разговаривали и смеялись, я ни слова не понял.
- Тетенька, когда мы приедем? Я хочу домой, где же собака?
- Скоро, дрАго, скоро, пить хочешь?
- Да, хочу. Я хотел не только пить, но и есть, я же не успел позавтракать. Цыганка мне дала лимонад, теплый и слишком сладкий, от которого пить захотелось еще больше, сделав пару глотков, я отдал назад. Спустя какое то время меня начало укачивать , я неимоверно хотел спать, голова стала тяжелой, я боролся со сном, но не выдержал, теплые руки цыганки обняли меня и прижали к себе, я провалился в тьму... Очнулся я в машине, мы все также ехали, кто то тихо разговаривал, кто то дремал, я хотел пить и очень сильно, увидев лимонад, я сделал глоток, поздно вспомнив что он слишком сладкий. Посмотрев в окно я увидел вечер, меня ошарашило ! Вечер!!!! Куда мы едем?!!! Но меня тут же начало клонить в сон , что я не мог сопротивляться, я хотел задать вопросы, но сон победил. Проснулся утром в какой то квартире, на полу, на матрасе.
Я вскочил и побежал по квартире, на кухне нашел какую то женщину, но она была не из тех, кто вчера был со мной , похожа, но не она.
- Проснулся , чавораАлэ? На дАрпэ, дрАго! ( Проснулся, сынок? Не бойся, дорогой)
- Что? Я не понимаю! Я хочу домой к маме! Я заплакал, а у тетки нахмурилась лицо.
- На дАрпэ чАваро! (не бойся, мальчик)
- Я не понимаю, что вы мне говорите?! Я к маме хочу, к маме, понимаете?????
- На пхуч! НаракИр! ( Не спрашивай! Молчи!) Я постоял еще с минуту, и ушел на матрас, я ее не понимал, где же та с теплыми руками, она вроде не злая, а эта кричит, да еще на чужом мне языке. Я хотел есть, но идти на кухню не хотел, там эта, со странными словами. Я лежал и думал про бабушку и маму, как они наверно плачут без меня, как страдают и ищут, слезы ручьем текли по щекам, и зачем я сел в машину к ним, зачем не послушался, не вспомнил что не раз говорили! Наплакавшись, я уснул, снова голодный. Проснулся от шума, в квартире было много людей, от цветастых юбок рябило в глазах, а от их речи закладывало уши, я ничего не понимал, в этой толпе я искал ту, с руками теплыми, почему то ей хотелось верить. Она нашла сама, пришла с тарелкой еды. Какая то лепешка, вареная картошка и помидоры с солью. Я умял все это минут за 5 , и попросил воды.
- Я пить хочу, тетя, когда я вернусь домой? Мама плачет без меня и бабушка, я домой хочу! Пожалуйста!!! Отпустите!
- ДрАго, ( дорогой) на воды попей , ты не вернешься домой, теперь мы твоя семья, не плачь, привыкай к нам.
- Что???? Как это не вернусь??? Я хочу к своей маме!!!!!У меня началась истерика, я орал дурью, орали и все остальные в квартире , кто пытался успокоить меня, а кто между собой, в истерике я рвался к двери, меня ловили и держали.
- Ну все, хватит, успокойся, попей воды, весь красный, жарко тебе, посадив к себе на колени сказала та, с теплыми руками, я сдался и попил, она пела мне какую то песню, ни одного слова из которой я не понял, качала на коленях, я засыпал, сил бороться не было, я очень устал.
Проснулся в машине, мы снова ехали, я был не удивлен, все напряглись, ожидая от меня новой истерики, но я устал воевать с ними, спрашивать и не получать ответа, я сдался.
- Меня Рада зовут, сказала та с теплыми руками, а тебя как, дрАго?
- Антон , а что значит дрАго?
- Это значит, дорогой, улыбнулась Рада, тебе НАДО потихоньку учить язык, чтобы понимать мог остальных, не все говорят по русски. Наверно действительно надо, думал я, было одиноко находится со всеми и не понимать о чем все говорят. Мы переезжали из деревни в деревню, из поселка в поселок, ночевали то в машине, то у кого то в квартире, днем меня прятали , и только вечером сажали в машину и мы снова ехали. Из разговоров я понял что цыгане чем то торгуют, днем они брали какие то пакеты и уходили, а вечером приходили без них и счастливые, наверно торговля удалась. Я выучил несколько слов, очень часто произносимых, особенно в мою сторону, я был и сынок (чаваАрэлэ) и мальчик(чАваро) и дорогой(дрАго) и никогда не был Антоном . Как будто специально не произносили мое имя. Я часто вспоминал маму , цвет глаз, волос, даже какой длины они были, чем пахло от нее, пытался вспомнить какие нибудь приметы, родинки или что то, что не дало бы мне забыть, но образ её стирался , и я ничего не мог с этим сделать, поезд моей памяти набирал ход, воспоминания оставались где то далеко, что ждало меня в будущем неизвестно. Примерно через месяц, может чуть больше мы приехали в поселок где было очень много цыган, это называлось табор. Здесь было очень много детей разного возраста, много женщин и мужчин. Прямо на улице варили еду, на костре, кто то пел, кто танцевал, нас встречали радостно, со всех сторон бежали к нам, стоял шум и гам. Все очень быстро говорили, смеялись и обнимались. Я как будто попал на какой то праздник, мне было тоже радостно, сам не знаю почему. Как будто вернулся домой из долгой поездки. Через какое то время на меня обратили внимание сначала дети, а потом и все остальные. Дети тыкали на меня пальцем, смеялись, а я очень засмущался. Знаете я не был "белой вороной" я был черноволосый, но с голубыми глазами, как льдинки , как стекло, а летом был очень смуглый, и в этой толпе особо не выделялся. Но меня выделила одежда, я был в брючках бежевого цвета, в рубашке в клетку, а на ногах были сандали. Цыганские дети были все абсолютно босиком, и на них было мало одежды. Через какое то время в табор приехал барон. Я это сразу понял, все говорили по русски " Баро приехал! Баро!" Кто это барон я не знал, но сразу понял что он здесь главный, к нему бежали, перед ним расступались, он со всеми здоровался, с кем за руки, с кем просто словом, увидев меня, он спросил :
-Кто это? Рада ему ответила :
-Баро, это наш новый цыган, наш сын и брат , он часть нашей семьи .Барон промолчал, а потом сказал :
- Ромалы , мирО лумя, дадывэс мэ бахталО . АмЭ джЯса кхэтАнэ. Ту аморО чЯво, гАджо! Мишто явъЯн! Тэ явЭн бахталЭ! Рада мне переводила:
- Цыгане, мой народ, сегодня я счастлив. Мы идем вместе. Ты наш сын гАджо ( не цыган) Добро пожаловать! Счастливо пребывать! Хором все повторили лишь последнюю фразу "Тэ явЭн бахталЭ!" Счастливо пребывать!
Я был принят в семью. Старшие начали совещаться , где и с кем я буду жить, а я бродил просто так, осматривался. Ко мне подбежала девочка, и пошла рядом молча. Мы шли и я не выдержал и спросил;
- Зачем ты идешь со мной? Как тебя зовут?
- Лейла зовут, а свое имя не говори, ты теперь цыган, у тебя новое имя будет.
- Как это новое? Зачем? У меня есть имя уже.
- Ты не можешь зваться русским именем , ты теперь здесь жить будешь, поэтому и имя и фамилия будут другими. Она засмеялась и убежала. Я стоял и думал, зачем мне новое имя, я же Антон, меня так мама назвала, мама, как я скучал по ней и по дому, слезы навернулись на глаза, но заплакать я не успел, ко мне подошла Рада и позвала за собой. Мы пришли в маленький дом, очень маленький, там сидела старуха и стояли свечи. Мне стало страшно.
- Это Зора , она старшая в семье, её НАДО слушаться, она тебе погадает , надо узнать твою судьбу, дай ей руку и не бойся, это не больно. Я сел напротив старухи и протянул руку, но дал не ту, руку поменяли, бабка очень долго смотрел в ладонь, гладила по линиям своими шершавыми пальцами, царапала кожу длинными ногтями и молчала, тишина была невыносимой, что она там видит? Прошло несколько минут и Рада сказала мне выйти на улицу, я обрадовался, сидеть в душной комнате было тяжело . Я пошел к костру, сел там на пенек и смотрел на огонь. Через какое то время за мной пришла Рада и мы пошли в другой дом. Это был большой и красивый дом, с большим двором и садом, на крыльце сидели две девочки, играли с щенком, мы прошли в дом и там было несколько мужчин и женщин, среди них был барон.
- ЧаваАрэлэ (сынок) ты теперь мой названый сын, ты будешь жить в этом доме и в этой семье, мы выбрали тебе новое имя, ты теперь Штэфан, в русском языке это звучит как Степан , фамилия твоя новая как и у меня будет Ворончак, запоминай и принимай. Он улыбнулся мне и обнял, как сына, крепко и по отцовски. Я стал цыганом, в 5 лет у меня появилась новая семья, имя и дом. Я как то сразу привык, как будто всегда там был, почему я не рвался больше домой неизвестно, я слушал что мне говорили, и делал, единственное что мешало, то что я не понимал речь, не все говорили по русски, а так я очень быстро освоился, к барону я обращался дАдо (папа) а к его жене Розе, дАе (мама), к сестрам по именам, их было четыре : Лила , Майя, Зарина и Мира, а они называли меня по имени Штефан, иногда звали лАчо ( миленький) или пшал (брат), еще были бабушка ( мАми) и дедушка (пАпо) семья была большая, крепкая и дружная.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал. С уважением Мысли вслух.