Руководство страны обеспокоено высоким уровнем бедности в стране и падением реальных доходов населения.
Об этом заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, комментируя сведения, представленные ранее Росстатом.
Накануне главное статистическое ведомство страны озвучило данные о том, что почти половина российских семей – 48,2% – не могут приобрести товары длительного пользования, так как денег им хватает только на еду и одежду.
«Для поддержания уровня жизни россияне берут больше кредитов», говорилось в сообщении Росстата.
Кстати, подтверждением этих данных стали цифры, озвученные в четверг в Государственной Думе председателем Банка России Эльвирой Набиуллиной, о том, что на погашение банковских займов наши сограждане тратят 44% своих доходов.
Чуть ранее Росстат выяснил, что подавляющее число российских семей – 79,5% – так или иначе испытывают затруднения с тем, чтобы приобрести даже самый необходимый минимум товаров, чтобы уложиться в сумму семейного дохода.
Как пояснил Песков, такая ситуация обусловлена в том числе негативными процессами в мировой экономике.
«Это не только санкции, хотя и от них есть эффект. Это и торговые войны, и турбулентность в мировой экономике», – сказал представитель президента.
Он отметил, что государство принимает меры для исправления ситуации, в том числе реализуются профильные национальные проекты.
«Сам по себе процесс известен, он вызывает обеспокоенность. Но реализуется целый комплекс мер, направленный на исправление ситуации. <..> Реализация нацпроектов призвана дать динамику общей экономике, а конечной целью является повышение благосостояния населения. Речь идет о конкретных результатах, которые люди почувствуют непосредственно в этом году», – пояснил представитель Кремля.
Стоит отметить, реальные доходы населения падали на протяжении периода 2014–2017 годов. По итогам прошлого года показатель также снизился на 0,2%, тем самым увеличив отрыв от 2013-го на 10,9%.
Правда, после окрика из Минэкономразвития, в подчинении которого находится Росстат, статистическое ведомство изменило методику расчетов, и… Прошлогоднее падение волшебным образом превратилось в рост, хоть и совсем маленький – 0,1%. Да и совокупное пятилетнее снижение «ужалось» с почти 11% до 8,3%.
Напомним, что одна из девяти национальных целей развития до 2024 года, поставленных президентом в майском указе, – добиться устойчивого роста реальных доходов россиян и тем самым – снижения бедности в 2 раза. Под этот проект Минэкономразвития даже заложило на нынешний год задачу поднять реальные доходы на 1%.
Однако итоги первого же квартала 2019-го вызвали сомнения в данном прогнозе: доходы вновь ушли в минус на 2,3%. И это при новой методике.
При этом Песков не видит в последних статистических данных пугающего тренда.
«Что касается различных позиций, которыми манипулируют иногда в хорошем, иногда в менее хорошем смысле наши специалисты от статистики, то, скажем так, иногда показатели весьма волатильны, зачастую подвергаются корректировке прямо на следующий день. Поэтому нужно очень аккуратно воспринимать эти данные», – сказал он.
Правда, стоит отметить, что опрошенные «Финансовой газетой» эксперты не разделяют оптимизма пресс-секретаря президента.
«Увеличение или уменьшение значения показателя на 1% находится в пределах статистической погрешности. Чтобы говорить о реальном росте [доходов – «Фингазета»], нужны значения прироста в 3–4%. Все, что касается роста реальных доходов и зарплат менее этих 3–4%, – это разговор о пустом», – указывает директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева.
Такой же точки зрения придерживается и директор Центра трудовых исследований Высшей школы экономики (ВШЭ) Владимир Гимпельсон.
«Если экономика не растет, а она не растет уже много лет, то никаких оснований рассчитывать, что реальные доходы будут расти, конечно, у нас нет», – считает он.
Гимпельсон напомнил, что после роста на 2,7% в четвертом квартале прошлого года, в январе – марте нынешнего ВВП резко притормозил до 0,5%.
А раз не будут расти доходы – значит, не стоит ожидать и снижения уровня бедности, делает вывод эксперт.