О мини-сериале «Чернобыль» мне, как фотографу, хотелось бы поговорить с визуальной точки зрения.
После просмотра у меня в голове поселились 2 мысли. Первая: многое из показанного действительно имело место в реальности. Вторая: многое из визуального ряда сериала, не имеет значения для понимания реальной трагедии Чернобыля.
Взрыв и пожар на 4-м реакторе Чернобыльской АЭС, произошедшие 26 апреля 1986 года, стали катастрофой, к которой никто в СССР, да и в мире не был готов. Она по сегодняшний день остаётся самой страшной в истории ядерной энергетики: более 30 погибших во время самой катастрофы (и существенно больше от её последствий) и радиоактивное загрязнение огромных территорий Советского Союза и Европы.
Что, по моему мнению, не совсем так с визуальным рядом сериала?
Создатели «Чернобыля» показывают катастрофу слишком грязной и кровавой (иногда крови даже слишком много: жертвы радиации часто, непонятно почему, покрыты кровью). Такой утрированный подход понятен с точки зрения законов Голливуда и попытки воздействия на зрителя.
На самом же деле оказание помощи пострадавшим производилось на высоком уровне с соблюдением всех санитарных норм. Палаты, принадлежности, одежду - всё мыли и дезактивировали с особой тщательностью. И не только потому, что был жёсткий приказ, а просто из-за банального человеческого страха перед радиацией.
Я не хочу сказать, что картинка в сериале неправдоподобна, нет. Но есть немало визуальных деталей, которые снижают процент реалистичности.
Например, сцена на крыше, где у солдат-срочников есть всего несколько секунд, чтобы сбросить на землю радиоактивный графит, визуально может показаться нереальной, особенно для тех, кто был там три десятилетия назад.
А ещё в "Чернобыле" есть обреченные пожарные, не знающие о радиационной опасности, с которой они столкнулись, но храбро взбирающиеся на обломки реактора (хотя в реальности этого не было и пожарные вели работы направленные на недопущение распространения огня на неповрежденный 3 блок).
Стоит упомянуть и о показанном в первом эпизоде луче синего света, бьющего из повреждённого реактора в ночное небо. Да, ядерные реакторы могут производить синеватое свечение, называемое черенковским излучением, но в действительности ни один из реакторов 4 блока не выглядел, как прожектор для вызова Бэтмена.
При всём этом есть сцены, где авторы постарались на славу. Например, комната управления 4 блока воссоздана довольно точно: от датчиков и контрольных лампочек на стенах до одежды персонала:
Такие же странные халаты и колпачки, больше подходящие для пекаря, вам придётся надеть и сейчас, если вы попадёте в комнату управления соседним 3 блоком:
Как бы то ни было, «Чернобыль» хорош и картинкой и содержанием. Он в очередной раз заставляет задуматься, что последствия многих катастроф были бы менее серьёзными, если бы не попытки правительств скрыть их, теряя драгоценное время.
Необходимость постоянно лгать (или поддерживать линию руководства) давит на персонажей сериала так же сильно, как и весь свинец, который был сброшен на разрушенный реактор.
А нам, зрителям остаётся осознать, что иногда действия механизмов и людей, действующих, как механизмы, могут привести к ужасным последствиям.
Если вам понравилось, поставьте палец вверх и ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ, чтобы не пропустить новые интересные материалы!
Ну и не забывайте поделиться статьёй с друзьями в социальных сетях.