Пушкин и Гоголь: эти два столпа литературы XIX века являются настолько великими, что порой мы забываем видеть в них людей. А между тем у них были свои недостатки и достоинства, друзья и недруги. У обоих были сложные характеры и замечательное чувство юмора. Творения Пушкина влияли на работы Гоголя и наоборот. А со временем они даже породнились. Но обо всем по порядку.
Пушкин поднялся на литературный Олимп раньше Гоголя. Поэтому в то время, когда Николай Васильевич зачитывался поэзией "нашего всего", сам Пушкин о существовании будущего автора "Ревизора" и "Мертвых душ" еще не подозревал. Для Гоголя Александр Сергеевич был почти божеством, воплощением всех добродетелей и талантов, которые только мог сочетать в себе человек. И вот Николай Васильевич решает познакомиться с Пушкиным. Он подходит к двери дома Пушкина, собирается постучаться, но волнение берет верх. Писатель идет прогуляться (говорят, даже выпивает пару рюмок настойки для храбрости), переводит дух и возвращается к дому своего кумира. Стучится. Дверь открывает лакей и сообщает, что Пушкин спит. Гоголь в недоумении: полдень давно минул. "Наверное, всю ночь творил?" - поинтересовался Гоголь. "В карты играли-с" - ответил лакей.
После этого случая любовь к творчеству Пушкина смешалась с неким сарказмом и юмором. Есть даже мнение, что образ Хлестакова в "Ревизоре" написан с Александра Сергеевича. И потому фамилия такая - Хлестаков. Как известно, Пушкин был острым на язык и умел стихами уколоть больнее, чем шпагой.
Кроме того, Николай Гоголь влюбился в бывшую пассию Пушкина - Александру Смирнову-Россет. Правда, любовь эта не была взаимной. На протяжении многих лет между Гоголем и Александрой сохранялись трепетные платонические отношения. Но эта любовь-дружба добавила некоторое напряжение в отношения между двумя литераторами, поскольку Пушкин, конечно же, не мог не пошутить над Гоголем, раненым стрелой Купидона.
Но шутки на этом не закончились. Много позже Пушкин и Гоголь породнились: внучка Александра Сергеевича вышла замуж за внучатого племянника Николая Васильевича. Правда, к тому времени ни одного из них уже не было в живых.