Страшный временщик, «автор» военных поселений, Аракчеев, как известно, не отличался целомудрием. Историю о его любовнице, Наталье Минкиной, убитой собственными крестьянами, наверно, все уже знают? А есть еще одна история о нем и его любовнице, куда менее известная.
В исторической литературе она попадается в сильно урезанном виде. Дескать была у него любовница, Пукалова, замужняя дама. Жила с Аракчеевым при живом муже фактически одной семьей, а муж закрывал глаза – то ли из страха, то ли за деньги…
Для начала – об этом самом Пукалове и его жене. Муж был ее на тридцать лет старше и взял ее замуж после того, как помог разобраться с наследством. Дело в том, что она не была законной дочерью своего отца (ну вот… бывает, дочь родили, а поженились сильно потом, ребенка не узаконили официально). Когда отец помер, оказалось, что полузаконной наследнице требуется юридическая помощь – и вот ее предоставил это самый Пукалов, обер-прокурор Сената. Наследство помог получить – и тут же прибрал его к рукам, женившись. Потом на горизонте появился Аракчеев и прибрал к рукам уже все семейство. У Аракчеева он стал правителем канцелярии (а должность хорошая, денежная, поводов для злоупотреблений и взяток – вагон), а она – любовницей. Так некоторое время и жили, фрустрируя собой светское общество.
…Примерно здесь стоит упомянуть, при чем тут декабристы. Дело в том, что примерно в околовоенные годы в том же доме, что и Аракчеев, живет семейство Ивана Борисовича Пестеля. И осталось довольно много свидетельств об их отношениях в переписке – отношения до определенного этапа у них вполне себе дружеские. Ну кроме вот того, что Иван Борисович не очень доволен тем, что один из его сыновей – Борис, захаживает к ней в гости.
(Вот эта жизнь в одном доме и соседское общение до сих пор служат поводом к написанию разных исторических альтернативок о личной дружбе Павла Пестеля и Аракчеева и чуть не совместной разработке ими идеи военных поселений. Нет. Не дружил и не разрабатывал, но знаком через отца – и правда был).
А закончилась история — вот как. На горизонте появился некий лихой гусарский полковник Крекшин и ээ... скомпрометировал даму. Аракчеев взвился, пустил в ход все свое влияние – и герой немедленно полетел из гвардии в армию, да и вообще оказался за границей.
Г-жа Пукалова как-то незаметно оказалась рядом с ним – а не с постылым мужем, и не с постылым Аракчеевым. В позднейших документах она фигурирует уже как госпожа Крекшина, и генеральша – так что и военную карьеру ее гусар продолжил, и пожениться им (видимо после смерти престарелого Пукалова) вполне удалось. И вот с ним, с гусаром, она и прожила долгую, и – надеемся! – счастливую жизнь.
Если вам нравятся статьи на нашем канале, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на наш канал! Так вы будете чаще видеть наши статьи в своей ленте Дзена и не пропустите новые!
@По материалам историка Ек. Ю. Лебедевой
Еще читать о личной жизни людей той эпохи
Как декабрист Поджио восемь лет просидел в одиночке за любовь?
Развод барона Штейнгеля - было или не было?
Несчастная любовь княжны Варвары Шаховской
Ялуторовское дитя (история предателя Ипполита Завалишина)