Найти тему
Электричкинг 2

Куда уходят деньги с билетов на электрички?

В этом материале будет рассказано о том, что вы конкретно финансируете, когда вы оплачиваете проезд в пригородном поезде. Разбор пойдёт на примере Центральной ППК, так как у нас в наличии есть от них свежий квартальный отчёт, где и хотя бы условно расписаны статьи расходов.

А это недавно купленные билеты веером.
А это недавно купленные билеты веером.

Предположим, вы купили билет Москва - Тула за 500 рублей. С этих пятисот рублей 168.5 рублей или 33.7% у перевозчика уходит на то, чтобы рассчитываться с ЦДМВ за подвижной состав, который они берут в аренду.

Ещё 66 рублей или 13.2% с такого билета уходит на оплату труда сотрудникам.

За расчёты с подрядчиками по выполнению любых видов работ и услуг перевозчик платит 95.5 рублей, либо 19.1%.

20 рублей или 4% с стоимости билета направляется на социальные нужды. 23 рубля или 4.6% - амортизация основных средств. 29 рублей или 5.8% составляет арендная плата (речь, видимо, идёт о подвижном составе, взятом по лизинговой схеме).

На иные виды деятельности, которые перевозчик не пожелал указывать, уходит 82 рубля или 16.4%. Все остальные задекларированные статьи расходов в процентном соотношении не превышают 2%.

Из отчёта ЦППК за первый квартал 2019 года.
Из отчёта ЦППК за первый квартал 2019 года.

А что в регионах?

Региональные перевозчики такими отчётами не делятся, у них такого обязательства, в отличие от Центральной ППК, нет, так как они денег на бирже не привлекают.

ЦППК же, в своё время, привлекла 4 миллиарда рублей путём выпуска облигаций, которые может приобрести на бирже кто угодно (хотя бы формально).

У региональных перевозчиков существенно выше процент расходов на аренду подвижного состава - расходы на одну лишь аренду могут составить вплоть до 70-80%. Причина ясна многим - в регионах такими пассажиропотоками не могут оперировать, денег с чисто перевозок пассажиров не хватает, а убытки приходится покрывать региональным властям.

За примером далеко ходить не надо - чтобы уменьшить расходы на аренду ПС, приходится сокращать численность вагонов в электричках (по согласованию с местными властями), а высвобожденные вагоны просто остаются чуть ли десятками в депо не у дел.
За примером далеко ходить не надо - чтобы уменьшить расходы на аренду ПС, приходится сокращать численность вагонов в электричках (по согласованию с местными властями), а высвобожденные вагоны просто остаются чуть ли десятками в депо не у дел.

Естественно, все остальные статьи расходов, кроме инфраструктуры, урезаны до чисто символического минимума - из-за того, что объём дотаций от регионов весьма ограничен. "Разгуливаться" перевозчик тоже не сможет - региональная администрация вправе им предъявить за неэффективное расходование выделенных на перевозки средств, если те окажутся в убытке с такого разгула.