Представленные на экспозиции картины не найти в изданиях по искусству.
Коллекционеры — натуры тонкие, как правило, они не любят выставлять принадлежащие им предметы напоказ. Частные, неизвестные широкому кругу произведения искусства часто на протяжении нескольких поколений живут у семьи коллекционера. Так случилось с экспонатами выставки в Русском музее, на которой представлены сразу три крупных собрания семей Палеевых, Березовских и Наумовых. У каждого собрания есть большая история и собственные акценты. ART1 заглянул в Корпус Бенуа, чтобы убедиться, что представленные здесь до 10 июня коллекционеры понимали толк в живописи.
В каждой коллекции есть свои любимчики, так, например, у Ильи Палеева особое место занимали работы авангардных живописцев Роберта Фалька, Натана Альтмана, Ильи Машкова, Петра Кончаловского и более известного как графика детской книги, плаката и журнальной иллюстрации Владимира Лебедева. Живописные произведения последнего — наиболее интересная, но по большей части неизвестная часть советского искусства. Художник, который заочно знаком многим по иллюстрациям к книгам Самуила Маршака, практически не выставлялся и вел затворнический образ жизни.
Жемчужиной коллекции можно назвать собрание работ Кузьмы Петрова-Водкина. Хотя в целом это преимущественно крошечные этюды и наброски, самый маленький из которых размером всего 21 x 21 см, каждый при этом является квинтэссенцией творческого поиска с необычными ракурсами, «фирменной» высокой точкой зрения. Разработка сферической перспективы, создание универсального образа явно были во главе метода Петрова-Водкина.
Пристрастия Владимира Березовского не считались большим секретом. На выставках, которые много лет организовывают в K Gallery, многие уже познакомились с работами Константинка Сомова, главного фаворита семейной коллекции. Помимо работ художников, принадлежащих объединению «Мир искусства», также отдельное внимание уделено наследию ленинградской школы 1920–1940-х, художников «Группы одиннадцати» и нонконформистов.
Коллекция Кирилла и Юлии Наумовых — самая молодая, ей всего десять лет. Но при этом в ней есть произведения Ильи Репина, Ивана Айвазовского, Константина Коровина и других известных русских художников XIX–XX веков. Одной из ключевых работ собрания можно назвать портрет мадемуазель Подбельской, созданный Николаем Фешиным в 1912 году.
Выставка открыла много неизвестных широкой публике произведений. Репродукций этих произведений не найти в изданиях по искусству. Видимо, поэтому к выставке Русским музеем был издан альбом в трех томах, что само по себе знаменательное событие.
Текст: Валентина Григорьева
Фото: Игорь Логвин