Что в этой ситуации делать инвестору?
В последнее время страсти вокруг торговой войны США и Китая накалились. Трамп, не дожидаясь окончания переговоров, поднял тарифы с 10% до 25% на 6000 китайских товаров, реализовав угрозу, о которой говорил в начале этого года. Рынок отреагировал снижением котировок, однако падение это не драматичное. Причин две. Первая: большинство участников рынка не верят в полномасштабную торговую войну и уверены, что сторонам удастся договориться. Вторая - касается реальных масштабов влияния тарифов на экономику. По этому пункту имеет смысл внести ясность. В цифрах.
Объем американского импорта (без учета нефти) составляет 9.5% ВВП, из которых на Китай приходится 15%, что эквивалентно 1.4% ВВП. Таким образом, полный эффект от 25%-ных тарифов будет только 0.4% от ВВП. Это достоверная, но грубая оценка. Например, может вмешаться фактор обменного курса. Если юань будет снижаться в цене против доллара, то тарифы будут накладываться на более низкую базу в юанях, что сделает общий эффект еще меньше.
Объем американского экспорта составляет 13% от ВВП. Из них на Китай приходится 6%, или 0.6% от ВВП. Поэтому, в целом, ответные меры Китая не критичны для американской экономики, но сильно влияют на некоторые секторы - прежде всего, сельское хозяйство, а кроме того автопром и технологический сектор. А это может подорвать поддержку Трампа электоратом в ряде штатов.
Следующий важный вопрос - влияние тарифных войн на уровень цен в США. Это может менять поведение потребителей, а также влиять на монетарную политику. Влияние оказывается сильнее, чем просто повышение стоимости товаров, импортированных из Китая. Американские производители, которые конкурируют с китайскими, начали повышать цены на свою продукцию. Вынудит ли это ФРС реагировать ужесточением монетарной политики?
Всё будет зависеть от реакции потребителей. Дело в том, что ФРС в своих решениях ориентируется не на индекс потребительских цен (CPI или Core CPI), где вес отдельных товарных позиций фиксирован, а на индекс частных потребительских расходов (Personal Consumption Expenditures), где вес товаров варьируется в зависимости от предпочтений покупателей. Например, если в результате резкого роста цен на телевизоры потребители станут меньше их покупать (и меньше тратить на них), то вес телевизоров в составе PCE упадет и влияние роста цен на телевизоры на общий уровень РСЕ будет очень незначительным.
Пока мы видим, что PCE-индекс снижается в годовом выражении с 1.95% в начале года до 1.55% по итогам марта. Если эти уровни сохранятся несколько месяцев подряд, то вероятность снижения процентных ставок в США увеличится. Это означает, что о реальном их изменении можно говорить не ранее сентября. К тому же, маловероятно, что ФРС решится на снижение ставок в ситуации, когда индексы находятся на таких высоких уровнях.
В результате, мы получаем довольно скользкую ситуацию (без учета риска проблем с Brexit) на ближайшие месяцы, когда рынок может
скорректироваться в сторону понижения на 5-7%.
Что в этой ситуации делать инвестору? Узнайте, присоединившись к Финансовой Стратегии!