Почему к Нерону прилипло клеймо ужасного деспотичного императора, и был ли он настолько плох, как о нем рассказывают историки? Многочисленные акты насилия, отравление соперника еще в подростковом возрасте, поджог Рима, массовая казнь христиан… Все это якобы доказывает, что времена Нерона не были лучшими для Вечного города. Но представители современной науки предлагают все-таки скептически относиться к мифам.
Недавно проделанный анализ записей в исторических хрониках указывает на то, что Нерон, возможно, и был причастен к некоторым из приписанных ему преступлений. Однако все остальные римские императоры вели себя не лучше. Поэтому Нерона на их фоне вряд ли возможно назвать исчадием ада. Тем более, что, изучая источники обвинений в его адрес, ученые все больше сомневаются в объективности общепринятых представлений об императоре.
Профессор Вашингтонского университета Ребекка Бенефил считает, что древнеримские историки рассказали много неправды о Нероне. Они могли отображать отношение знати к своему правителю. А тем временем среди простого народа Нерон пользовался популярностью, и многие его искренне любили. Этот факт подтверждают результаты недавних раскопок в Помпеи.
Город пострадал от извержения вулкана и был погребен под толстым слоем пепла всего через какое-то десятилетие после смерти императора. И там сохранилось множество приветственных надписей, табличек, прочих артефактов, доказывающих, что никакой ненависти к Нерону народ не испытывал. По крайней мере, у обычных людей не было для этого никаких серьезных оснований.
А патриции смотрели на императора, севшего на трон в 54 году нашей эры в семнадцатилетнем возрасте, под другим углом. Тем, для кого величие Рима не было пустым звуком, не по душе оказалось пристрастие юноши к искусствам и его полное безразличие к завоеваниям новых земель. Нерон, как известно, не одержал ни одной победы на поле битвы. В этом он очень уступал своим предшественникам. А ведь именно победоносные войны приносили знати не только власть и богатство, но и славу, за которой они гонялись, и в которой многие видели смысл жизни.
По словам современных ученых, первоисточниками всех негативных оценок являются записи трех древних историков – Публия Корнелия Тацита, Гая Светония Транквилла и Кассия Дио. Но у нас нет никаких оснований считать их объективными и непредвзятыми летописцами. Наоборот, как утверждает Ребекка Бенефил, они сильно преувеличивали недостатки Нерона и приписывали ему подлые деяния, которых он, скорее всего, никогда не совершал.
Например, Тацит утверждал, что Нерон убил своего тринадцатилетнего сводного брата Британника, дав ему отравленный напиток. Якобы яд был бесцветным, не имел ни вкуса, ни запаха, а убийца, улучив момент, просто подсыпал его в кувшин. После того, как Британник сделал несколько глотков, он, по свидетельству историка, тут же умер.
Уже в наше время специалисты решили проверить эту версию и пришли к выводу, что она не выдерживает критики. Во-первых, Нерон мог подсыпать только растительный яд. Чтобы он подействовал мгновенно, нужно было иметь чрезвычайно концентрированное вещество. Но такая отрава точно должна была сменить и цвет, и запах, и вкус любого напитка. Британник вряд ли стал бы это пить. Тем более, что он также принадлежал к высшему правящему классу, представители которого с детства опасались отравлений и, грубо говоря, не совали в рот что попало.
Также Тациту принадлежит авторство рассказа о том, как Нерон после поджога Рима решил выступить перед горожанами на фоне горящих кварталов. Но кому захочется петь или играть на инструментах в то время, когда в воздухе много дыма и гари, и нужно позаботиться о собственной безопасности? Или это выступление происходило вдали от пожарищ?
А Светоний пишет, что на выступление правителя согнали пять тысяч человек и никому не позволяли уйти даже по самым неотложным делам. При этом пытавшихся бежать тут же казнили, а многие женщины якобы рожали прямо под звуки императорского вокала.
Но как долго можно петь настолько громко, чтобы тебя слышало столько народу? Неужели выступление одного певца заняло так много времени, что у «многих женщин» начались роды, а среди 5000 горожан нашлись настолько отчаянные головы, что они предпочли погибнуть от меча, нежели потерпеть до конца выступления?
Если уж здесь чувствуется явное преувеличение, то почему мы должны верить в рассказы о сексуальных извращениях Нерона и другие истории, исходящие из тех же самых источников? О том, например, что именно Нерон стал причиной гонений на христиан Рима? О массовых казнях проповедующих христианство и другие культы?
Эрик Варнер, доцент кафедры истории искусств в Университете Эмори в Атланте (штат Джорджия) утверждает, что Нерон не имел никакого отношения к возникновению пожара в Риме. Просто знати не понравились его планы построить новый дворец. А когда по неизвестной причине вспыхнул пожар, уничтоживший большую часть столицы империи, они тут же свалили все на своего верховного правителя.
В действительности Нерон не очень-то хотел быть императором Рима, утверждают современные историки. Он всего лишь по воле судеб оказался на политической вершине и вынужден был совмещать свою любовь к искусству с обязанностями мирового гегемона. В действительности, ничего особенного в своей жизни Нерон не совершил. И если бы не те страшные легенды, которые ходят о нем до сих пор, мы вряд ли вообще знали бы что-то об этом правителе Рима, как об исторической личности.
Все сюжеты и темы для публикаций я ищу, перевожу и оформляю, потому что это мне интересно. Хочу верить, что это интересно и вам. Здорово, когда есть единомышленники! Буду благодарен за лайки, комментарии и подписку на канал!