С самого своего зарождения Красная Армия, которая должна была подчеркивать равенство всех военнослужащих, отказалась от пережитков императорской армии в виде воинских званий, погон и обращений. Офицеров заменили командиры, первоначально избираемые, а основным признаком главенства стала должность. Но необходимость в знаках различия продолжала существовать, что вылилось сперва в нарукавные нашивки для командиров различного уровня, а затем в треугольники, квадраты, прямоугольники и ромбы, крепящиеся на петлицах.
В 1924 году все командиры были разделены согласно служебным категориям, от К-1 до К-14. В таком виде система просуществовала вплоть до середины 30-х, когда постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 сентября 1935 года в Красной Армии вводились персональные воинские звания. Командирам они присваивались в зависимости от занимаемой должности, часть из них являлась порождением революционных реформ (комбриг, комдив, комкор), часть была взята из царской армии (капитан, майор, полковник), также вводилось еще одно, не существовавшее до этого момента – маршал Советского Союза.
Первые маршалы были выбраны исходя из их занимаемой должности и заслуг в годы Гражданской войны. Ими стали:
-Климент Ворошилов. Действующий нарком обороны в годы Гражданской войны командовал армиями (5-я, 10-я и 14-я), участвовал в создании 1-й Конной армии и входил в ее Реввоенсовет, однако особого военного мастерства за ним замечено не было. Во время обороны Царицына сдружился с Иосифом Сталиным на почве схожей позиции на организацию Красной Армией (оба выступали против военспецов и Льва Троцкого в качестве наркома по военным и морским делам).
Благодаря покровительству Сталина Ворошилов после смерти Михаила Фрунзе был назначен на должность наркома по военным и морским делам (позже – нарком обороны), занимал этот пост почти 15 лет. В основе такого прочного положения была личная лояльность и преданность вождю.
-Михаил Тухачевский. Самый молодой из маршалов (на момент присвоения ему было 42 года) и один из самых знаменитых командиров. В Гражданскую войну отметился в ряде крупных операций, едва не взял Варшаву во время Советско-польской войны, но проиграл главное сражение, что стало результатом как личных ошибок, так и ошибок вышестоящего командования. После участвовал в подавлении Кронштадтского и Тамбовского восстаний.
В 1925 году Тухачевский последовательно становится заместителем наркома по военным и морским делам, а после смерти Фрунзе – начальником Штаба РККА. Имел натянутые отношения с Ворошиловым, из-за чего вынужден был подать в отставку, после чего назначен командующим Ленинградским военным округом. В 1931 году назначен на должность начальника вооружений, а после и заместителя наркома обороны.
В основе работы Тухачевского лежали идеи о необходимости перевооружения Красной Армии, внедрении новых технологий и улучшения технического обеспечения войск. На этой почве часто конфликтовал с консервативно настроенным Ворошиловым.
-Василий Блюхер. Командующий Особой Дальневосточной армией, приравненной к фронту, а в прошлом военным министр Дальневосточной республики имел славу первого обладателя орденов Красного Знамени и Красной Звезды и храбро сражался в годы Гражданской. Однако время шло, а знания Блюхера оставались на прежнем уровне, что негативно сказывалось на обороноспособности Дальнего Востока.
Блюхер часто уходил в запои, что усугубляло его неспособность грамотно управлять своей огромной армией. Но, тем не менее, он все же был выбран для получения звания маршала, по большей части за прежние заслуги.
-Семен Буденный. Легендарный командир 1-й Конной армии был храбрым бойцом и в годы Первой мировой (получил пять Георгиевских крестов, первого из которых был лишен за рукоприкладство), и в годы Гражданской войны. Основной деятельностью Буденного была работа по организации конезаводов и обеспечению кавалерии хорошими лошадьми.
Буденный имел весьма посредственные способности в качестве командира, особенно в современных условиях ведения войны, но обладал хорошей смекалкой и личной храбростью. В 1931 году он, несмотря на должность и возраст, осуществил прыжок с парашютом. Званию маршала Буденный во многом обязан Сталину, действия которого всячески одобрял.
-Александр Егоров. С 1931 по 1937 годы Егоров возглавлял штаб Красной Армии, в чем ему помогал, полученный еще в годы Первой мировой (в 1917 году он был произведен в полковники).
Егоров в годы Гражданской войны возглавлял армии и фронты, был тяжело ранен и едва не погиб. После ее окончания был командующим рядом военных округов, а также находился в Китае в качестве военного советника. Несмотря на офицерское прошлое, избежал репрессий в начале 30-х годов и поддерживал неплохие отношения со Сталиным.
Нетрудно догадаться, что большая часть первых маршалов получили столь высокие звания либо за прошлые заслуги, либо за личную лояльность Сталину. Трое из них погибнут в годы репрессий, оставшиеся в живых покажут свою неспособность руководить войсками в годы Великой Отечественной войны.
Если вам понравилась эта статья, то рекомендую также прочитать:
О советско-германской авиашколе под Липецком;
О спасении итальянских полярников;
О том, кто и почему убил Кирова.