Найти тему

Фильм «Горячий снег» глазами историка

Оглавление

Фильм «Горячий снег», по одноименному роману Юрия Бондарева — это то, что называется суровая окопная правда. Сам Бондарев был участником событий, командовал миномётным расчётом. И его рассказ о том, как выглядит война с позиции рядовых участников, из окопа, несомненно, правдив. По этой же самой причине, оценивать саму операцию во всем масштабе, рядовой участник событий может лишь так же, как и мы с вами сегодня — читая то, что о ней пишут специалисты на основе документов. Бой — он всегда страшный, всегда ад, с точки зрения тех, кто в гуще этого боя находится. И не важно, часть ли это огромной стратегической операции, или противник просто решил позиции на сотню метров передвинуть.

Фильм «Горячий снег» рассказывает о небольшом эпизоде операции по прорыву немецких войск к окруженной в Сталинграде армии Паулюса. Поскольку оценивать эту операцию по кинокартине не стоит, то я и написал пару заметок.

«...ударный кулак из отборных дивизий»

-2

В советских источниках, разумеется, точных данных по составу и численности немецкой группировки, которая должна была деблокировать Паулюса, не было. Равно как не было и полноценных описаний боевых действий. Создавалось впечатление, что Манштейн собрал целую армаду танков, которая должна были прорваться в Сталинград. Но танки были остановлены совсем немногочисленными силами Красной Армии.

Ударный кулак Манштейна, состояли всего из двух танковых дивизий (6-й и 23-й), в ходе боев подоспела третья, 17-я танковая дивизия.

6-я танковая прибыла из Франции и имела 159 танков: 21 Pz.II, 73 Pz.III, 32 Pz.III (с 75-мм орудием), 24 Pz.IV и 9 командирских машин. Также было 9 самоходных противотанковых установок «Мардер». 23-я танковая дивизия прибыла с Кавказа, в ней было 40 боеготовых танков: 5 Pz.II, 27 Pz.III и 8 Pz.IV, половина старых типов. Также в дивизии было 10 самоходных противотанковых установок «Мардер». 17-я дивизия имела 60 танков: 9 Pz.II, 30 Pz.III, 18 Pz.IV и 3 командирских. Все танки старых типов. Данные по количеству и типу танков иногда расходятся в разных документах, но не существенно.

К началу наступления «армада» Манштейна имела на более двух сотен танков. Противостоящие им соединения Красной Армии, хоть и изрядно потрепанные в предыдущем наступлении, значительно их превосходили. Одних танков было 478. Правда они были разбросаны на значительном пространстве и в бой вступали не сразу. Но зато потом были подтянуты значительные резервы.

12-го декабря немцы, смяв оборону 302-й стрелковой дивизии, начали наступление в сторону Сталинграда. Им навстречу был брошен 13-й танковый корпус.

14-го декабря была создана уже ударная группировка 51-й армии: 4-й механизированный (44 Т-34 и 50 Т-70) и 13-й танковый корпуса (28 Т-34 и 21 Т-70), 235-я огнеметная танковая бригада (23 КВ-8, 11 ТО-34 и 3 Т-34), 234-й отдельный танковый полк (26 Т-34 и Т-70) и 1378-й стрелковый полк 87-й стрелковой дивизии. Всего 205 исправных танков. Для поддержки войск выделялось 100 истребителей и штурмовиков 8-й воздушной армии.

Несколько дней шло встречное сражение подвижных войск в районе хутора Верхне-Кумский. Бои носили крайне тяжелый характер, только в одном бою с 235-й огнеметной танковой бригадой 6-я танковая дивизия немцев потеряла полсотни танков, то есть треть от имевшихся. 17-го декабря подошла 17-я танковая дивизия немцев, что кардинально изменило положение. Разгромив противостоящие им советские войска, 20-го декабря танковые дивизии Вермахта вышли к реке Мышкова. Предыдущие бои стоили немцам 230 танков и до 60 % мотопехоты. В 6-й дивизии остался 21 танк, в 17-й — 19 танков, в 23-й — на ходу танков не было. Кроме того, не хватало горючего.

На противоположном берегу реки Мышкова ещё 18-го декабря начала разворачиваться 2-я гвардейская армия. Немцам на этом участке противостоял 2-й гвардейский механизированный корпус (195 танков, в том числе 118 Т-34 и 76 Т-70) и две стрелковых дивизии. В 98-й стрелковой дивизии как раз и служил тогда Юрий Бондарев. А в соседней 3-й гвардейской дивизии начальником штаба был Василий Маргелов, будущий командующий ВДВ, знаменитый «дядя Вася». Туда же начал прибывать 7-й танковый корпус, в котором было 174 исправных танка (20 КВ, 80 Т-34 и 66 Т-70.

В течении трех дней немцы оставались на берегу реки Мышкова, сделав несколько безуспешных попыток захватить плацдармы. 23-го декабря Манштейн приказал начать переброску 6-й танковой дивизии на другой участок.

Почему остановилось наступление Манштейна?

-3

Причин было несколько.

Первая понятна уже из изложенного выше. В ходе встречных боев с советскими подвижными войсками, немцы понесли такие потери, что продолжать наступление сил уже не было, хотя до передовых позиций Паулюса оставалось всего 35 км. В любом случае нужно было время, чтобы отремонтировать те танки, которые можно было быстро ввести в строй (к началу советского наступления в 17-й и 23-й дивизиях было уже целых 35 танков), подвезти горючее, которого немцам вечно не хватало.

Вторая причина в том, что войска Паулюса должны были нанести удар навстречу дивизиям Манштейна. Но всё испортил приказ Гитлера, который требовал от Паулюса удерживать Сталинград. Оборонять же позиции в районе Сталинграда и одновременно пробивать коридор, у немцев сил не было. Они могли ударить навстречу Манштейну и пробиться из окружения. Это было вполне реально, но про такой вариант Гитлер и слышать не хотел.

Пока утрясали эти вопросы, а немецкие войска стояли на берегу реки Мышкова, подоспела третья причина. 16-го декабря началась операция «Сатурн». В результате трехдневных боев войска Юго-Западного и Воронежского фронтов на нескольких участках смогли прорвать оборону немецких (точнее итальянских) войск. Для Вермахта возникла угроза окружения всех сил, как на Дону, так и на Кавказе.

Тут уже было не до Сталинграда, надо было спасать положение. Чем и занялась 6-я танковая дивизия, переброшенная с реки Мышкова.

Вот так выглядели события на советско-германском фронте в момент, показанный в фильме «Горячий снег».

По поводу ещё одной экранизации Юрия Бондарева можно прочитать статью: «Фильм «Батальоны просят огня» глазами историка».

Об этом же эпизоде есть и в другой статье: «Киноэпопея «Освобождение: Прорыв» глазами историка»

И, конечно, подписывайтесь на мой канал.