Найти тему

Альберт Эйнштейн, Нильс Бор и слегка озадаченный слон

… в непримиримое научное противоречие с выводами его коллег. Ну и так далее – шершавая кожа и тоненький хвост породили, как нетрудно догадаться, совершенно другие гипотезы …
… в непримиримое научное противоречие с выводами его коллег. Ну и так далее – шершавая кожа и тоненький хвост породили, как нетрудно догадаться, совершенно другие гипотезы …

-2

Самая известная версия притчи о мудрецах и слоне, которого они научным образом изучали, изложена в стихотворении Дж. Сакса, в переводе С. Маршака она известна как «Ученый спор».

Слепцы, числом их было пять, явились изучать индийского слона. Один мудрец ощупал бок и объявил, что слон высок и прочен, другой (он потрогал хобот) понял, что слон – это большая некусачая змея. Представления третьего после исследования бивней, пришли в непримиримое научное противоречие с выводами его коллег. Ну и так далее – шершавая кожа и тоненький хвост породили, как нетрудно догадаться, совершенно другие гипотезы.

Смысл притчи прост: хочешь понять, что перед тобой – постарайся исследовать его с самых разных сторон. Это может оказаться пусть неожиданным и неудобным с точки зрения твоих личных предположений, но весьма полезным.

(*)
(*)

Знаменитый спор двух великих мыслителей в начале прошлого века о самых главных свойствах окружающего нас всех физического мира так и не завершился умиротворяющим консенсусом.

Это были великолепные по уровню таланта этих людей и по их искреннему уважению друг к другу, рождавшие так много новых взглядов и мыслей, разговоры. Но каждый из собеседников остался при своей, диаметрально противоположной точке зрения на главный вопрос.

(*)
(*)

Альберт Эйнштейн стоял на четких позициях детерминизма всех физических процессов («вселенная – это как огромные часы, надо только понять, как связаны шестеренки») - в том числе процессов, происходящих в квантовом мире. Просто, полагал Эйнштейн, физики пока еще не обнаружили постоянные, которые влияют на поведение квантовых частиц.

(*)
(*)

Нильс Бор и копенгагенская школа исходила из точки зрения непредсказуемости квантовых эффектов («бог играет в кости»). Каковые эффекты всегда зависят от множества неучтенных параметров. Даже от настроения и состояния стороннего наблюдателя. В 1960-е годы даже была создана т.н. теорема Белла: если ее удастся доказать, то прав был бы А. Эйнштейн, если удастся опровергнуть – Н. Бор.

Но зачем же было столько копий ломать – как самим спорщикам, так и их многочисленным болельщикам. Потому что совершенно правы оба – одновременно правы и Эйнштейн, и Бор.

Для простенькой иллюстрации этого достаточно ввести в рассмотрение очевидное понятие «доступность»: универсальный и очень удобный рабочий термин, которого постоянно явно не хватает математикам (вместо него они применяют, иногда до смешного замысловато, не совсем надежное понятие «сложность».

сущность – любая составная часть окружающего нас мира.

свойство [какой-либо сущности] – то, что отличает одну сущность от другой сущности – или, наоборот, роднит в каком-то смысле одни сущности с другими.

Пример: см. любые настраиваемые палитры «Свойства» в любых текстовых, графических и т.п. редакторах.

закономерность – устойчивая и постоянно повторяющаяся связь между теми или иными сущностями (между теми или иными свойствами).

Пример: если приложить некую силу к какому-либо физическому телу, то оно начинает двигаться с ускорением, которое зависит от массы этого тела.

доступность [чего-либо для стороннего наблюдателя] – это возможность для стороннего наблюдателя надежно и предсказуемо оперировать с этим «что-то» для достижения той цели, которую сторонний наблюдатель перед собой поставил.

Пример: движение биллиардных шаров (доступная закономерность, которую можно смоделировать математически) – и броуновское движение в капле воды (недоступная закономерность: желающие могут попробовать написать формулу или алгоритм для любой капли воды – но до-о-о-олго же им придется трудиться).

случайность – это недоступная для стороннего наблюдателя закономерность.

Пример: математически невозможно точно предсказать поведение каждой участвующей в броуновском движении частички хотя бы в одной из мириадов существующих в природе капель воды.

Беда теоретиков в том, что огромное количество существующих в природе закономерностей принципиально недоступны для нас – поэтому их проявления являются для нас случайными (воспринимаются нами как случайность, которая не поддается контролю). Да, конечно, существует великолепно разработанная теория вероятности – но суть ее в том, что она ничего не может предсказать с полной гарантией.

Итак:

Более традиционно настроенный Альберт Эйнштейн абсолютно прав потому, что в природе и в самом деле всё и вся подчиняется тем или иным устойчивым, постоянно проявляющим себя закономерностям.

А Нильс Бор прав в не меньшей мере потому, что с появлением квантовой физики стали намного очевиднее те проявления природных закономерностей, которые являются случайными для нас, людей в роли сторонних наблюдателей.

Оба великих ученых рассуждали об одном и том же «слоне», аргументируя свои выводы своим опытом изучения разных его частей.

Только и всего.

(*)
(*)

- - -

(*) – иллюстрация из интернета, открытые источники

Если понравилось рассказанное – не стесняйтесь кликнуть по значку «Во!» (это где большой палец вверх). И – подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии.

Наука
7 млн интересуются