Пьеса норвежского драматурга Генрика Ибсена в "Театре наций".
Сюжет:
Йун Габриэль Боркман, бывший директор банка, восемь лет назад вышел из тюрьмы, куда попал из-за злоупотребления средствами вкладчиков. Всё это время он проводит в своей комнате, никуда не выходя и практически ни с кем не общаясь. Его жена, Гунхильд Боркман, ненавидит его за то, что он запятнал её честное имя. Единственная её надежда — это их двадцатилетний сын Эрхарт, она видит его миссию в том, чтобы добиться больших успехов в жизни и восстановить репутацию семьи. Элла Рентхейм, сестра-близнец Гунхильд, на протяжении долгого времени воспитывала Эрхарта у себя в доме, и теперь, неизлечимо больная, она хочет вернуть его, чтобы он скрасил ей остаток жизни.
Боркман и Элла раньше были влюблены друг в друга, но Боркман отрёкся от неё, чтобы получить место директора банка, и женился на её сестре. Элла считала, что Боркман охладел к ней. Истинную причину разрыва она узнаёт только теперь.
Боркман, нарушая своё уединение, объясняется с женой, утверждая, что он виноват только в том, что позволил унынию овладеть собой, и что с этого момента он снова будет стремиться к своей мечте — создать огромную империю в области добычи полезных ископаемых. Он предлагает сыну присоединиться к себе. Однако Эрхарт отклоняет все эти предложения и уезжает на юг с Фанни Вильтон, тридцатилетней ветреной женщиной.
Боркман с Эллой уходят в лес и поднимаются на вершину, где Боркман умирает от сердечного приступа. Теперь, когда его не стало, вражда между сёстрами исчезла.
Режиссер - 35-летний Саймон Стоун, австралиец, который уже десять лет рвет Европу одним и тем же номером - переписанной на современный лад классикой (в основном Ибсеном).
Пьесу я читал давно и помню плохо. Но мне показалось, что Ибсен в его переделке звучит удивительно современно. Я много думал в последнее время о том, что Ибсен был отражением своего депрессивного и пессимистического времени. На самом деле, как всякий великий автор, Ибсен больше своего времени.
Мне кажется, не случайно, что его стали ставить все больше и больше.
Возможно, еще один автор, которого ждет переоткрытие и переосмысление - это Бернард Шоу, содержание которого гораздо больше, чем просто циничные смешочки хитрожопого ирландца, скрывающие высокомерие первого мира над третьим.
Если бы я был режиссером, я бы поставил всего Шоу, начиная с "Профессии миссис Уорен".
Кстати, Шоу боготворил Ибсена.
ЗЫ. Меня очень расстроило то, что с середины спектакля стали уходить люди. Вообще не понимаю этого. Прямо передо мной сидел Эрнст, слева - Игорь Косталевский. И ничего, сидели до конца.
Ваш
Молчанов