ПЯТЬ КОРОТКИХ ПЬЕС ДЛЯ ОДЕРЖИМЫХ
Музыка зарубежного кинематографа, за которой охотились далеко не все, и, как правило, тщетно, но подолгу. Время от времени подходил человек со списком необычных вещей, написанным от руки, среди которых были и саундтреки – самый презренный товар на черном рынке пластмассы.
Мы говорим о музыке, которая не заслужила всенародного признания, как «Крестный отец» или «Лав Стори», хотя фильмы, где она прозвучала, пользовались успехом у зрителя.
Самый понятный пример – оригинал песни в «Ромео и Джульетте» Дзефирелли, в неадаптированном, средневековом виде. При изобилии эстрадных версий, разыскивали именно его, покупая саундтрек для незрячих, где все остальное – разговоры, конский топот, звон бокалов и шпаг.
Проиллюстрируем этот маленький культ эпохи большого дефицита с помощью пяти примеров, за чью достоверность мы отвечаем.
ЭДДИ ВАРТАН – ЖИЛ БЫЛ ПОЛИЦЕЙСКИЙ
Аранжировщик Джонни Холлидея и брат прекрасной Сильви Вартан, обладал колоссальным чутьем, умело внедряя англо-американские элементы во французский «шансон-поп».
Помимо темы, сопровождающей появление двух киллеров, в комедии Жоржа Лотнера был пикантный эпизод с фотомоделью Филис Мейджор, которая вскоре погибнет от передозировки.
В этом эпизоде она загорает под две песни гениальной Нанетт Уоркмен, которую здесь никто не знал. Поиск этих песен заводил в тупик. Кто-то говорил, что это поздняя Lulu, в тщетной надежде избавиться от Lulu ранней.
Вартановский инструментал с очень подходящей цитатой из Чайковского по-прежнему. звучит ностальгически-неотразимо.
С экрана он даже проник в репертуар любительских ансамблей, правда ненадолго.
Кто играет соло в оригинале? Скорее всего, вездесущий Алан Паркер. Скорее всего, но не факт.
*
ЙОРГОС ХАДЗИНАСИОС – ТАЙНА ЯХТЫ «АЙВЕНГО»
Любую попытку найти эту лирическую тему на диске сводила на нет фамилия композитора, но в кино её заметили сразу. Сентиментальные дамы воспроизводили её по памяти на домашнем фортепиано. Доводилось слышать её и от ресторанных клавишников, хотя заказной вещью она так и не стала. А могла бы соперничать с темами Таривердиева и Евгения Доги, которые иногда заказывали.
*
КОРАБЛЬ-ПРИЗРАК – БОА ДЖЮС
Не песня и даже не мелодия, а рекламный «джингл», хотя никто не пользовался этим словом в СССР. Остроумная антиреклама отравы, которой сейчас залейся.
Самый короткий неофициальный хит, после «пиди-пиди-па» из «Человека-оркестра». В точности воспроизвести японскую абракадабру было весьма проблематично, однако её с энтузиазмом напевали и взрослые и дети. В дальнейшем таких увлечений обычно стесняются, а ведь именно с ними связаны минуты полной свободы от условностей правильной жизни.
*
СТЕЛЬВИО ЧИПРИАНИ – ПОСВЯЩАЕТСЯ СТЕЛЛЕ
Душераздирающая история про то, как смертельно больная девушка выводит из творческого кризиса композитора-англичанина. Советскому зрителю не показывали ничего подобного со времен «Пусть говорят», но он повзрослел, и встретил картину прохладно, как «Эммануэль» без секса.
«Стелла» сделалась по-настоящему культовым фильмом для ценителей благородного китча во многом благодаря музыке Стельвио Чиприани, которая иллюстрирует положения и образы с такой точностью, что эту мелодраму можно смотреть с закрытыми глазами.
*
TULLIO DE PISCOPO – BLACK STAR (L’ARMA)
Мрачный и беспощадный фильм «Оружие» вышел на экраны в сумрачное время промеж похорон двух генсеков, в черно-белом виде, отчего стал еще мрачнее и беспощаднее. У этой истории помешательства итальянского буржуа нет хеппи-энда, как не может его быть и у общества, вызывающего подобные недуги.
Туллио Де Пископо блистательно доказал, что диско не просто фонограмма для разминки перед половым актом – я бы назвал написанную им тему продолжением линии Psycho иными, более современными средствами.
Психическая атака обывательских страхов парализует слушателя до сих пор.
Но это не главное.
Моим любимым эпизодом «Оружия» остается сценка в забегаловке, когда приблатненный шкетик пристает к главному герою.
«А хочешь послушать хорошую пластинку?» – интересуется шкет, не подозревая, что тот вооружен.
Конечно, хотели. Но не могли.
Теперь вот стало полегче.
👉 Бесполезные Ископаемые Графа Хортицы
Далее:
* Восемь ролевых типажей в поп-музыке 70-х
* Пять песен о комнатах, где каждый по-своему сходит с ума
* Шесть придискованных кавер-версий хитов 60-х, которые на удивление удачно прозвучали в 70-е
* Дюжина итальянских шлягеров по-советски
* Девять хитов для шабаша