На самом деле их было гораздо больше. Но песни определенного периода в чрезмерном количестве звучат однообразно. Особенно в ретроспективе. Поэтому мы решили сделать акцент на оригинальности исполнения – от эстрадного до полуподпольного.
По ряду причин итальянский материал лидировал в репертуаре советских артистов, опережая другие «песни зарубежных композиторов». Бум на «итальянцев» имел два этапа. Остановимся на 60-х. Там веселее.
ОРЕРА – КОНГОЛЕЗСКАЯ ПЕСНЯ БАСТА
Блажен, кто верует. Это песня итальянских авторов, в которой утверждается, что для любви достаточно ритма «ча-ча-ча», а остальное все второстепенно - и море, и звезды и луна. Естественно, петь об этом с уморительно серьезным видом мог только Челентано.
ЛАРИСА МОНДРУС – ДЖОВАНЕ
Здесь всё натуральное – интонация, фразировка, оркестр. Фирма – как выражались эксперты тех лет, зачем-то делая ударение на последнем слоге. В оригинале Giovane, Giovane исполняла ныне забытая певица Кокки Маццетти, чьи стильные вещи затеряны в сборниках старых хитов Сан Ремо.
МУСЛИМ МАГОМАЕВ – ВАТУССИ
Еще одна вещь без срока годности – образчик «забоя». На большом диске Муслима она, как правило, была исцарапана иглой от частых перестановок. Под неё очень любили выламываться дети и взрослые, убежденные, что на Западе до сих пор делают то же самое. Магомаев, как обычно, на европейском уровне.
В активе у Эдуардо Вьянеллло, автора «Ватусси», имеется прелестная Abbronzatissima – одна из лучших песен на тему курортных романов.
ЮРИЙ ВИЗБОР – ВАЛЯБА (IL MAZZO DI MAMMOLE)
Кстати о курортах тех лет, на которых процветала специфическая пляжная поп-культура, не мыслимая без гитары, и того, что поется только под нее.
В этом жанре тоже были свои знаменитости, чьего прибытия ждали каждый сезон. Репертуар таких самодеятельных звезд состоял из песен именитых бардов.
Юрий Визбор гениально адаптировал фокстрот Il Mazzo Di Mammole («Букетик фиалок»), придумав фантастический текст в духе Зощенко.
Магомаевское бельканто здесь неуместно. Звучит монолог полубезумного «жлоба», который почему-то запоминается с первого раза.
В оригинале эту песенку на неаполитанском диалекте превосходно исполнял Марино Марини, гастролируя со своим квартетом в СССР.
НИНА БРОДСКАЯ – «ХАЛИ ГАЛИ» QUANDO VEDRAI LA MIA RAGAZZA
Живое концертное исполнение одной из самых памятных песен незабвенного Литтл Тони, одною из самых памятных и любимых певиц нового поколения 60-х.
ВАЛЕРИЙ ОБОДЗИНСКИЙ – АНДЖЕЛА
И снова из тех, что «только под гитару» – на сей раз электрическую. Струнные на заднем плане возникают сами собою, как мираж. Как мистический ответ на голос Ободзинского, которому удалось сделать песню Джино Паоли своею.
Знакомая актриса рассказывала, как на концерте в её родном городе (ей было в ту пору четырнадцать лет) певец, исполняя «Анджелу» садился на край сцены, а осветитель брал прожектором её лицо, вызывая ненависть более зрелых поклонниц…
ЭМИЛЬ ГОРОВЕЦ – ТЫ
На первый взгляд обычная опечатка, из тех, которые сегодня так любят ставить в упрек специалисты. Автором песни указан «челентано», но в дискографии Челентано такой песни сто процентов нет.
Тем не менее, стилистически, по духу, а не по букве, идеально соответствует репертуару раннего Адриано. Это классический минорный итало-твист в духе «Селены» Доменико Модуньо. Бессменная музыка советских торжеств и кинокомедий.
В данном случае истина с большой буквы не имеет значения, потому что песня эта – «уматная и кайфовая», как говорила Пугачева, представляя группу «Брати Гадюкини» на Рождественских встречах.
ТАМАРА МИАНСАРОВА – КУКЛА (LA BAMBOLA)
Наиболее известный советским слушателям хит Патти Право в достойной интерпретации, с как всегда превосходным текстом О. Гаджикасимова, чей перевод «Богемы» Азнавура остается вершиной мастерства в этой щекотливой сфере.
Более сложные песни Патти Право не менее интересны. Но, в минуты ностальгии почему-то вспоминается именно русская версия простоватой «Куклы».
КОНСТАНТИН ОГНЕВОЙ – СЕЛЕНА
И еще одна из тех, что, как правило, гремели под гитарный перезвон. На сей раз в солидном исполнении украинского тенора. Наследие Огневого заслуживает самого пристального внимания. По-своему прекрасный певец по-своему прекрасной эпохи.
АРКАДИЙ СЕВЕРНЫЙ – GUARDA CHE LUNA
Не пугайтесь. Это не Рашид Бейбутов, и не Киркоров-старший. Но именно так звучали, и скорей всего будут звучать любимые песни чьей-то молодости в устах вымирающего поколения.
ВАЛЕРИЙ ОБОДЗИНСКИЙ – НЕ СЕГОДНЯ ТАК ЗАВТРА (MOVIMENTO DI ROCK)
Cнова Адриано, Гаджикасимов и Ободзинский. Челиком начали, им и закончим.
Выбор, прямо скажем, неожиданный, но очень близкий автору этих строк.
Что именно побудило нашего артиста спеть старый рок-н-ролл посреди семидесятых - в самое неподходящее время для ретроспектив подобного рода, понять сложно.
Аранжировка Челентано напоминает Джина Винсента, к чьим песням итальянец возвращался неоднократно. Версия Ободзинского выглядит порывистой импровизацией, которая, смолкнув, оставляет слушателя неизвестно где.
Пора помолчать и нам.
К сожалению, этот маленький шедевр затерялся в тени грандиозного «Олеандра», который в исполнении великого певца преобразился в нечто не менее самобытное, чем дассеновский супер-хит «Бабье лето».
Чао, рагацци, чао.
P.S.
ДЖОРДЖЕ МАРЬЯНОВИЧ – ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДРУЗЬЯ!
👉 Бесполезные Ископаемые Графа Хортицы
Далее:
* Восемь ролевых типажей в поп-музыке 70-х
* Девять хитов 70-х для шабаша
* Шесть придискованных кавер-версий хитов 60-х, которые на удивление удачно прозвучали в 70-е