На оккупированных территориях гитлеровцы устанавливали новый порядок – жестокий и страшный. Летом 41-го в населенных пунктах Белоруссии прошли первые карательные акции.
Кузьма Козак, кандидат исторических наук:
«Где бы они не были они убивают, убивают и убивают. И вот эта картина, наверное, и дала такую силу молодым людям уйти в лес для того чтобы защищать себя».
Добывать оружие приходилось прямо во время боя. Отряд Василия Коржа принял свой самый первый бой на 6-ой день войны и стал первым партизанским отрядом. К концу лета 41-го в Белоруссии будет действовать более 50 партизанских отрядов.
Николай Смирнов, историк-писатель:
«Смотрите, один лозунг ведь чего стоил – Партизан, добудь себе оружие сам! Но извините с голыми руками идти на пушки и пулеметный огонь… Но ведь добывали.
Добывали, вооружались вплоть до того, что и в соединении Коржая и во многих других были самостоятельные оружейные мастерские. И знаменитые автоматы которые сегодня хранятся в музее истории ВОВ, самодельные - там действительно были оригинальные конструктивные решения».
Из немецких сводок за июль 1941-го года:
«Партизанская деятельность требует обеспечение этой территории мерами полиции безопасности и СД. Партизаны действуют как разрушители коммуникаций и снабжения в тылу армий Центр. И представляют серьезную опасность для продолжения войны. Пока существуют отдельные партизанские группы говорить о полном усмирении страны не представляется возможным».
Василий Киселев, кандидат исторических наук:
«Они так начали громить гитлеровцев что тем пришлось сообщить об этом факте в Берлин: Нас здесь бьют! Не дают проводить войска! Препятствуют подвозить продовольствие, горючее, боеприпасы.
Срочно помогите! И надо сказать что им помогли – через тылы группы армий Центр в Белоруссию вошли 4 охранных дивизий. Это как минимум 50 тысяч солдат. А отряды эти первые были по нескольку десятков человек».
Это была война без пощады, война в которой цель оправдывала средства и руководство Вермахта выдало своим войскам карт-бланш.
Алексей Беляев, кандидат исторических наук:
«Говорилось о том, что мы пришли сюда чтобы властвовать, мы пришли сюда на враждебную территорию и каждый русский для нас это враг. Поэтому убивать надо всех начиная от бойцов и заканчивая мирным населением».
Массовые расстрелы стали регулярными, как и акции устрашения – гитлеровцы устраивали показательные казни военнопленных и партизан. За время беспощадной трехлетней оккупации в белорусском городе Минск и в его окрестностях фашисты убили не менее 400 000 человек, сам же город немецкие войска превратили в руины.