Копьё как сакральный символ власти в Древнем мире использовалось не только мужчинами. Часто носителями этого священного оружия были жрицы и богини, которых они изображали. Примером такого артефакта может служить копьё Афины.
Афина, чьё имя можно перевести с древнегреческого языка как Невероятная[1], является эпитетом змеиной семитской богини, пришедшей на Балканы из Ливии (Нехет) и впитавшей в себя медвежий культ пеласгической богини Алеи. Своё распространение на Балканах Афина получила в хеттское время.
Афина была известна на Кноссе (Крит), в кносских табличках она называется a-ta-na-po-ti-ni-ja. В.П.Горан[2] соотносит это с гомеровским выражением Πότνι΄ Άθηνάη[3], Госпожа[4] (Владычица) Невероятная (Невероятного). В древности (Крито-микенский период) изображения Афины были, как и у других богов, палладиями[5], даже не всегда снабженными индивидуальными чертами богини.
Именно как Владычица Афина становится покровительницей полиса (города-государства), взявшего её имя. Как таковые, имена богов в догреческий период не были распространены.
Существовало обращение – Владычица, а затем называлось место (полис) её владения. Так, одна богиня в разных городах будет именоваться по-разному, к тому же у неё были масса прозвищ, происходящих от рода её деятельности.
Так, Афина имеет эпитеты: Минерва, Паллада, Тритогенея, Эфия, Эргана, Полиада, Промахос, Парфенос - первая дочь Зевса и Метиды, богиня-воительница, защитница городов, покровительница наук, земледелия, ремесел. В Аттике Афина главное божество страны. Она победила самого Посейдона в споре за обладание Афинами, даровав афинянам священное дерево – маслину, и стала покровительницей афинского народа. Главный храм богини в Афинах Парфенон.
В классическую эпоху Эллады Афина приобретает статус любимой дочери Зевса, рожденной им после съедения Зевсом её матери, Метиды[6]. С приходом на Балканы патриархальных культов Афина становится вечной девственницей Палладой. Ей же переходят функции её съеденной матери Метиды Μη̃τισ – Мысль, мудрость, размышление. Тем самым Афина классической эпохи становится Мудростью, вышедшей из мужского начала, и начинает отрицать хтоническую мудрость женщин. Афина не женщина, а девица. Т.е., в её организме не произошли физиологические изменения, направляющие Паллад[7] в тот или иной пол. Все её дети, которых Афина родила при матриархате, теперь отрицаются.
Зевс становится носителем мудрости от поглощенной им Метиды, Афина же исполнитель этой мудрости. В патриархальном обществе женщина не может быть мудра, мудрость дозволительна только девице.
Символом этой мудрости, свойственной Палладе, является её копьё.
О копье Афины читайте в книге: "Сакральное оружие"
[1] Άθηνα̃ - слово состоит из двух корней, Ά – частица отрицания и θήν – частица утвердительная, наверно, по всей вероятности. А.Д.Вейсман “Греческо-русский словарь“, СПб, 1899 г., с. 607.
[2] В.П.Горан, “Древнегреческая мифологема судьбы“, Новосибирск, 1990 г., с. 31.
[3] Потния Афина
[4] возможные переводы: богиня, жена, почтенная, позднее эпитет Потния стал относиться к Деметре и Коре. А.Д.Вейсман, “Греческо-русский словарь“, с. 1039.
[5] Камнями или другими символами.
[6] Это очень напоминает отношение зятя с тещей.
[7] Юноша или девушка.