От Минска до белорусского Парижа – около 200 километров. Деревушка в Поставском районе Витебской области славится особыми нравами и собственной башней, которую местные жители называют Эльфовой.
Въезд в Париж венчает скромная церквушка – младшая сестра Собора Парижской Богоматери. Чуть дальше – небольшая Белая площадь, которую местные называют Песчаной или Спальной. Спят на ней преимущественно местные работяги, которым не по силам донести выпитое из продуктового бутика до кровати. На местном Монмартре расположился магазин «Фантазия».
Улыбчивые парижане уверены, что новую вывеску парижская лавка получила за честное исполнение покупательских желаний. А их не так уж много. Убеленный сединой житель вольных кварталов называет три: «Сигареты, водка и кола». Старые парижанки в пику жгучим «французам» на гнедых лошадях ограничиваются минеральной водой и бананами. Березовый сок местного разлива отдает дешевым парфюмом, от которого сходили с ума римляне и кельты. На Елисейских полях растет пшеница и клевер. Национальный картофель в этом году к посевной не завезли. Парижане говорят, что картофель – дело нерентабельное.
– Сеют, что хотят, – сокрушается работник «Парижской коммуны». – Хотя нам что картошка, что зерно – какая разница. Беда только, что в посевную водку купить можно только под вечер. Закат парижане встречают грустными стайками. На Спальную площадь съезжаются велосипедисты и семейные телеги, бродят коровы и уставшие трактористы. За углом парижской библиотеки – главная достопримечательность деревни, Эльфовая башня.
Почему «Эльфовая», молодые парижане не знают. Уверяют, что как в настоящем Париже. Странная конструкция высотой от силы в пять метров – близкий родственник вышкам электропередач. Неизвестный инженер обеспечил «эльфов» телевизионной антенной и смотровой площадкой на уровне деревенских заборов. Дополняют «эльфийский» объект гипсовые фигурки и небольшое озерцо, подпертое огородами парижан. По берегам разгуливают куры.
В Париже их называют священными животными, дескать, как в настоящем Париже или «какой-то другой стране». К истории своей деревни местные жители относятся без особого трепета. Уверены, что деревню назвал Наполеон, великий современный полководец, который жив до сих пор и даже входит в правительство страны.
По другой версии Наполеон был, но умер в годы Великой Отечественной войны, оставив белорусским парижанам восхищенный клич «Ба, здесь как в Париже!». Чем белорусская деревня поразила французского завоевателя – загадка. Но людская молва помнит Наполеона, пишущего в сени белорусской дубравы письмо своей любимой. К слову, за аналогичной писаниной императора заставали еще как минимум в трех точках современной Беларуси.
Парижская рабочая молодежь начинает утро в колхозе, а заканчивает на ступеньках магазина БелКООПсоюза в Париже. На витринах мороженое, Terra Incognita / Неизвестная земля конфеты и пиво. Парижские орлы уверены, что человек рожден работать, жениться и умереть. И все это – не отходя от Елисейских полей: – Жизнь за Парижем, конечно же, есть. Но она не такая интересная, как здесь. У нас здесь шик и парижский лоск. Все по-настоящему. Из настоящего – музей Иоанна Павла Второго, покойного Папы Римского. Музей, каких в мире несколько сотен, стоит неподалеку от парижского озера.
И хоть белорусское местечко от Рима и Парижа далеко, в Бога и справедливость здесь верят искренне и по-настоящему