До некоторого времени в моем сознании слово "кочевник" ассоциировалось с рисунками из школьного учебника истории древнего мира. Но теперь я знаю, что кочевники есть и в наше время.
Не все вероятно знают, что основным занятием жителей Монголии вот уже несколько тысяч лет остается кочевое животноводство. А вот почему они придерживаются этой "архаичной" формы ведения хозяйства, я Вам и расскажу в этой истории.
В относительно недавнем прошлом многие жители степи и тундры также кочевали. Это можно сказать не только о монголах. Кочевали киргизы, казахи, тибетцы, жители обеих Америк. А также народы современной России: буряты, калмыки, эвенки, тувинцы, чукчи. Некоторые, кстати, так и продолжают кочевать. Но государства это положение не очень устраивает. Уже давно прилагаются усилия, чтобы склонить их к оседлости. Для этого строятся поселки и города. Детей кочевников обязывают отдавать в школы-интернаты, многие из которых, надо сказать, очень благоустроенные. Однако дети, оторванные от жизни в степи, уже вряд ли туда вернутся.
Однако в Монголии всё совсем не так. Государство не вмешивается в жизнь кочевников, но и не помогает им. И вот Вам результаты тысячелетнего эксперимента. Без вмешательства извне кочевой образ жизни позволяет прокормить миллионы человек. И не только прокормить, но и жить достаточно комфортно и вполне обеспеченно. Но про источник достатка я расскажу как-нибудь в отдельной статье (в комментариях жду пожеланий на нее).
Так зачем всё-таки монголы кочуют? Ведь многие, кто занимается разведением скота, вполне успешно это делают и на одном месте! Всё дело в том, что в отличие от конвейерного скотоводства, где животным подвозят корм, а потом забирают готовую продукцию, монгольские овцы, кони, верблюды, коровы, яки, олени и т.д. питаются подножным кормом, то есть тем, что дает степь. Их скотина свободно пасется на необъятных просторах. Но это только на первый взгляд.
У каждой монгольской семьи есть некоторая территория. Она довольно обширна, если сравнивать с дачным участком. Да и среднее коллективное хозяйство нашего совкового прошлого часто владело меньшими площадями. Однако, если пасти скот на одном месте, то скоро эта зеленая лужайка превратится в вытоптанную безжизненную равнину. Многолетний опыт помогает кочевнику определить, сколько скота и какое время сможет прокормить определенный участок. И эту грань они никогда не переходят, что позволяет растительности восстанавливаться естественным путем.
Так вот, семья живет в центре какого-то участка. Здесь у них стоят юрты, сюда же приходит на ночь и на дойку скот. Утром пастух выбирает сектор, в котором сегодня будут пастись овцы, кони. На следующий день сектора смещаются. При этом они следят, чтобы животные не заходили на места, где земля пока отдыхает. И так происходит, пока, по их опыту, трава еще в хорошем состоянии.
Когда вся степь в окружении юрты становится уже подъеденной и, по их мнению, непригодной для дальнейшего выпаса, монголы перегоняют скот и перевозят свое жилье на другой участок, затем на следующий. Это дает земле отдохнуть и отрастить не менее пушистый зеленый ковер, чем был до этого. Таким образом, семья может жить на одном участке многие поколения и земля, в отличие от интенсивного способа использования, не деградирует. Монголы живут в той же степи, что и их прадеды. Да и тысячу лет назад всё было в таком же состоянии, что и сейчас.
Мы можем поучиться у кочевников бережному отношению к тем ценностям, что они имеют, а также заботе о потомках.
PS: Это я узнал не из книжек, а из личных наблюдений и общения с монголами. Подробности можно прочесть в моих дневниках. К примеру, день 25 - в гостях у Эрика.