Этот термин стал популярен сравнительно недавно, с появлением на отечественном рынке зарубежных производителей акварельной краски. Что это такое и каким целям служит нейтральный тинт в акварели?
Попробуем разобраться.
История создания
Нейтральный тинт был изобретен в 18 веке британскими акварелистами путем смешения светлого красного оттенка и индиго с добавлением капли желтого, например, охры. Томас Ривз в 1766 году начал продавать готовую смесь этих пигментов в Лондоне под этим уже устоявшимся названием.
Он стал заменой сепии, в качестве нейтрализатора цвета или основы рисунка, поскольку одинаково хорошо, без грязи, взаимодействовал и с теплыми, и с холодными цветами.
Для того, чтобы "нейтрализовать" цвет - углубить его, сделать менее ярким и кричащим, но более темным и насыщенным, к нему обычно добавляют цвет с противоположной стороны цветового круга.
Однако всякий раз нужно учитывать теплый или холодный подтон цвета, не говоря уже о том, чтоб вспоминать, что именно находится там, на противоположной стороне круга.
Нейтральный тинт упрощает эту задачу, не внося в работу грязь.
Сегодня многие производители вообще делают свои тинты двупигментными, а значит вероятность появления грязи становится еще меньше.
Способы применения
Углубление цвета
Цвет в акварели нельзя сделать насыщеннее, чем он есть в тубе или в кювете, не добавляя к нему других оттенков.
Проще всего взять черную краску, и так поступают многие начинающие акварелисты, однако в данном случае проще не значит лучше.
Выходом может стать сепия, однако в зависимости от состава у сепии может быть холодный или теплый подтон, и в одних смесях цвет будет темнеть, оставаясь чистым, а в других просто появится грязь.
Отличным вариантом станет серая пейна - если и не полный, то очень близкий аналог нейтрального тинта.
Но если вы хотите по-настоящему глубокого и чистого цвета, то стоит прикупить небольшую тубу этой акварели.
Вот, например, тут на шляпке гриба выделен самый глубокий, насыщенный цвет, который может дать практически не разбавленная водой умбра, а рядом, в тени листа - еще более темный оттенок коричневого, полученный с добавлением нейтрального тинта.
Цвет стал глубже, при этом это по-прежнему насыщенный коричневый, в котором не видно примесей черного или фиолетового.
Тональный подмалевок
Этот способ подойдет тем, у кого есть проблемы с тональными решениями в картинах. Когда при работе цветом некоторые участки получаются ярче и светлее, чем они должны быть.
В результате ломается распределение света и тени, искажается объем и глубина картины.
Обычно эту проблему решает гризайль - специальные упражнения, где картины пишут в один, обычно серый, цвет, добиваясь точных тональных переходов от самых светлых до самых темных.
С нейтральным тинтом можно создавать такой подмалевок в технике гризайль, а после полного высыхания подмалевка, идти сверху, прокладывая цвета.
Нейтральный тинт, даже если снимется с первого слоя, не даст грязи, просто углубит цвета, сохранив верные тональные переходы.
Эта техника применима даже к портретам, где требования к чистоте цвета очень высоки. Никому не хочется видеть на лице грязные пятна.
Так что нейтральный тинт существенно облегчит вам работу с акварелью, решив сразу несколько непростых задач.
Специалисты при покупке нейтрального тинта советуют смотреть пигментный состав, чтобы в него входило не больше двух пигментов - так уменьшается вероятность появления грязи, и чтобы среди этих пигментов не было черного, поскольку, высыхая, черная акварель выглядит на бумаге тускло, и это также проявляется в смесях.
Как тестировать акварельные карандаши
Собираем базовую акварельную палитру