Найти тему

От Рюрика до Алексея Михайловича: династическая серия портретов русских правителей

Иван Грозный. Парсуна хранится в фондах музея-заповедника "Александровская слобода"
Иван Грозный. Парсуна хранится в фондах музея-заповедника "Александровская слобода"

Среди первых исторических предметов, поступивших в музей в 1920 г, - две редких парсуны XVII века - Ивана Грозного и Алексея Михайловича. Парсуна – это переход от иконы к портрету. В России их сохранилось не более 100. В фондах музея-заповедника "Александровская слобода" их три!

Это подлинные произведения русского живописного искусства 17 в. Парсуны выполнены одним русским мастером в столичной мастерской, скорее всего, в Оружейной палате, по заказу представителей царского дома Романовых. Парсуны изначально входили в состав династической серии портретов русских правителей. Династический ряд обычно начинался от Рюрика и заканчивался последним государем. Учитывая, что парсуна из фондов музея изображает Алексея Михайловича, можно предположить, что вся группа изображений была выполнена при его сыне Федоре Алексеевиче.

Смысл серии раскрывался полностью лишь в совокупности всех составлявших ее портретов, создававшей сводный суммарный образ правителя. Конечно, речь не шла о портретном сходстве. В XVII в. оно часто заменялось идеализированным изображением добродетельного правителя. Отдельные изображения соотнесены друг с другом общностью замысла и общего содержания. Каждое лицо раскрывало одну из ипостасей идеального властелина. Особенно это прослеживается в описании царских шапок. Известно, что у каждого царя был свой царский венец. Он составлял принадлежность парадного царского костюма, так называемого «Большого или первого наряда». Так, у Ивана Грозного была шапка Мономаха, и на парсуне был, видимо, сделан акцент на том, что Иван IV-й был первым русским царем (надпись на портрете: «Царь и Великий князь Российский Иван Васильевич. Премудрый и храбрый государь. Царь царства три Казарское, Астраханское, Сибирское победив, державе своей покори много и шведов победиши. много россиян в плене возвраты. Первый Венец Восприял»). И его царская шапка преобразована в венец имперского типа. Навершие в виде фантастической, преувеличенной в размерах императорской короны, дописанное уже в 18 в.

Алексей Михайлович. Парсуна хранится в фондах музея-заповедника "Александровская слобода"
Алексей Михайлович. Парсуна хранится в фондах музея-заповедника "Александровская слобода"

У Алексея Михайловича была Астраханская шапка, трехярусная, как и на нашем портрете. Но здесь автор, вероятно, хотел подчеркнуть особую религиозную добродетель царя и его заботу о церквях и монастырях. Поэтому его царский венец преувеличенно вытянутой формы; без меховой опушки, которая присутствует практически на всех многочисленных портретах царя и больше напоминает митрополичью митру, чем царскую шапку. К тому же стоит отметить изображение царского скипетра. На гербе, его венчающем, изображены три короны и орлы, держащие в лапках скипетр и державу. Такой жезл был введен во время правления Алексея Михайловича.

Надпись на парсуне гласит: «О Христе верный и благочестивый государь царь Великий: князь Алексей Михайлович Всея Великая малая и великая Росии самодержавице царства…»

Вы читаете канал музея-заповедника «Александровская слобода», известного как #МузейИванаГрозного.

Александровский кремль – это не просто точка на географической карте. Это – уникальный дворцово-храмовый ансамбль XVI в., в котором размещалась резиденция первого русского царя, на 17 лет (1564-1581) ставшая столицей России. Кровавые события опричнины и борьба за объединения русских земель, зарождение книгопечатания и тайна смерти царевича Ивана, судьба исчезнувшей царской Либерии и семейные драмы Ивана Грозного – все это «Александровская Слобода» с ее белокаменными дворцовыми палатами, Домовым храмом Ивана IV, многочисленными историческими и художественными выставками. Ноу-хау музея – разнообразные анимационные программы и творческие экскурсии-занятия, на которых каждый посетитель становится участником действа и которые пользуются огромным успехом у российских и иностранных туристов.