Найти в Дзене
OMG Kazakhstan

Улица. Полдень. Сарьян

Есть в Ереване интересная улица. Среди ереванцев ходит ее бытовое название – «квартал литераторов». Так получилось, что на этой тенистой улице жили удивительные люди: поэты, писатели, архитекторы, литераторы, критики. Уютные каменные особняки с традиционными внутренними дворами и обязательной верандой, увитой виноградником, хранят бесчисленные беседы, споры, договоры и... атмосферу начала XX века – эпохи возрождения художественного мира Еревана.

-2

Сегодня эта улица носит имя Мартироса Сарьяна – художника, прославившего Армению на весь мир. Несмотря на то, что Сарьян жил на два дома — в Ереване и Париже, без родины он не представлял своего творчества.

«Земля как живое существо: она имеет свою душу. И без родной земли, без тесной связи с родиной нельзя найти себя, свою душу. Я убежден, что не было художника без земли», – говорил Мартирос Сарьян.

-3

Крепкий трехэтажный особняк на улице Сарьяна – дом-музей великого художника. Здесь все пронизано теплом и светом. Здесь Мартирос прожил большую часть своей жизни. В мастерской этого дома были написаны лучшие зрелые произведения Сарьяна, здесь росли его дети и внуки.

«Я – монументалист. Дайте мне солнце, цвет, свет, общий характер природы, людей, типажа! Монументальность, обобщенность – в крови моего искусства. Будучи в Париже, искренне увлекаясь импрессионистами, я это понял – несколько по контрасту – с особой силой. Мои художественные убеждения как бы воспротивились моим собственным попыткам писать более детально и – если можно так выразиться – «рассыпчато». Тяга к обобщенности сохранилась и победила», – так описывал живописец свой стиль.

Самый знаменитый пейзаж Мартироса Сарьяна «Армения» растиражирован сегодня миллионами экземпляров – на купюре в двадцать тысяч армянских драмов, на лицевой стороне которой можно увидеть портрет самого художника.

Сегодня этажи дома разделены на секторы. Сарьян везде, но хранительница и хозяйка дома-музея, внучка художника Рузанна Сарьян постаралась, чтобы посетитель оценил все эпохи его творчества. От ранних работ Сарьяна в традиционном стиле переходишь – вместе с художником – к его взрослым экспериментам с цветом и техникой, а потом совершенно неожиданно для себя обнаруживаешь их синтез в зрелые годы мастера. Совершенно сумасшедшие краски, необыкновенная композиция!

-4

Если повезет и Рузанна будет в Ереване, можно услышать занимательные истории о ее знаменитом дедушке из первых уст. Эта очаровательная женщина с такой теплотой и любовью рассказывает о жизни своего деда и большой семьи, о его работах, о людях, которые бывали в доме. И все это на фоне сохраненной обстановки в обрамлении очень тщательно подобранных картин художника. А кто еще расскажет об отношениях Мартироса Сарьяна и Анны Ахматовой, к примеру? Тем более ее портрет украшает одну из гостиных Сарьяна.

...Гонения на Анну Ахматову были в самой активной фазе – газеты пестрили уничтожающими заголовками. А у Мартироса Сарьяна был совершенно другой взгляд на творчество поэтессы и ее личность. В это бурное время он задумал писать ее портрет. Тогда его шаг был воспринят как вызов власти, однако не осмелились...

«Сарьян очень быстро работал над портретами, но Анну Ахматову он писал восемь сеансов. Тогда у него была мастерская на улице Горького, не было лифта, она поднималась по лестнице, приходила к Сарьяну, и они очень долго беседовали. Это были беседы-исповеди. Она знала, что Сарьяну можно сказать все, как на исповеди. И поэтому эти беседы как-то продлили период работы над созданием портрета», – рассказывает Рузанна.

-5

Историй в доме-музее можно услышать много. И увидеть. Помимо картин, в комнатах и залах есть фотографии, письма, интересные документы.

-6

Красный-оранжевый-желтый... Так светятся картины Сарьяна, если смотреть на них мельком, издали. Подходишь ближе – это и фрукты, и цветы, и портреты, и уютные дома на кривых улочках, и воздушные пейзажи на полотнах. Отдельной темой его творчества остаются цветы – цветы работы Сарьяна не спутать ни с какими другими. Цветы Сарьяна и, правда, рассыпаны по полотнам невероятными пятнами – яркими и жизнерадостными.

-7

Не зря говорят, что после посещения ереванского дома-музея Сарьяна жить хочется с утроенной силой! Творить хочется, любить, радоваться мелочам. Похоже, именно таким образом Мартирос Сарьян и сделал свою жизнь счастливой. И выходя из дома-музея, начинаешь смотреть на Армению глазами художника, с удивлением: как ты этого раньше не замечал?! Эти яркие цвета на его картинах не совсем преувеличение. Это маленький солнечный мир, со всех сторон окруженный неприступными горами – это оранжевая земля с иссиня-черными тенями. Не отпускайте от себя настроение, отправляйтесь в одноименный парк!

-8

В центре тенистого парка имени Сарьяна возвышается его монументальное изваяние. А вокруг собираются художники со всей Армении. Не проходит и дня, чтобы гуляющие в парке не увидели настоящий вернисаж. Столько последователей Сарьяна и художников, рисующих в других направлениях! Но все произведения, даже уличного искусства, яркие и броские, пропитанные практически огненной любовью к своей стране.

-9

«Сначала Армению написал Сарьян, а уже потом ее создал Бог», – так о творчестве этого художника отзывался влиятельный французский критик Луи Восель. Сегодня такое впечатление складывается о большинстве ереванских художниках. Говорят, Мартирос Сарьян дышал особенным воздухом – воздухом любви к родине. А его в Армении много.

Рисовать Сарьян начал не слишком рано, по собственным его воспоминаниям, он заинтересовался иллюстрациями в 15-летнем возрасте, когда работал в конторе по распространению журналов и газет. Но уже в 17 Мартирос поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Ему очень повезло с учителями: в их числе оказались Валентин Серов, Константин Коровин и другие выдающиеся художники. Время летних каникул Сарьян посвящал путешествиям по Кавказу и Закавказью, тогда он и познакомился с видами родной Армении. Как будет он вспоминать позднее, на пути его становления в качестве художника «самой главной вехой и точкой опоры стала родная Армения с ее неповторимыми пейзажами и всем колоритом быта ее народа. Я избрал эту дорогу. Никакой другой путь не привлекал меня больше, чем этот». Цель своего творчества Сарьян сформулировал как «выразить сущность загадочного Востока».

Сарьян прожил долгую жизнь – 92 года. До глубокой старости он не просто продолжал писать, он жил в бесконечном поиске новых подходов в искусстве.

-10
-11
-12

«К концу моей жизни, – если считать, что в мои годы уже надо посмотреть, что сделал, оправдал ли перед своей совестью, перед искусством, которому посвятил всю свою жизнь, начиная с пятнадцатилетнего возраста, – я почувствовал, что только наметил путь и только должен начать свою работу. Так много открылось передо мной. Так много прекрасного, мудрого, непостижимого, как в самой природе», – эти строки можно найти в дневниках-письмах Мартироса Сарьяна в его доме-музее.

Фото и материал: собственность OMG Kazakhstan.