Где-то с 3 класса школы я помню стихотворение Маяковского «История Власа – лентяя и лоботряса». Тогда я очень старался учиться, боялся опаздывать в школу, соблюдал режим дня и вообще ничем не походил на этого персонажа.
Теперь перечитал и вижу, какая это на самом деле чушь. Ну задумайтесь, весь бардак в жизни мальчика начинается с того, что он не хочет ложиться спать вовремя, потому что хочет дочитать журнальчик. Это подано как антипример.
По задумке, ребенок должен прочитать историю Власа и сделать вывод, что ложиться спать надо вовремя. А вовремя ложиться надо для того, чтобы вовремя проснуться. А проснуться вовремя для того, чтобы не опоздать в школу.
Итак, Влас игнорирует это правило. Он ведет себя как человек свободный, который ложится спать и просыпается тогда, когда сам захочет. Но такому ребенку в системе места нет.
Заметим и то, как по дороге в школу Влас читает вывески. Этого, по замыслу автора, тоже делать нельзя. Надо бежать на уроки, как будто тебя пчела ужалила в мягкие ткани. Любопытство преподнесено как рассеянность. Хотя, если задуматься, кому какое дело, читаю я вывески или не читаю.
Когда он все-таки с опозданием приходит в школу, его просто не пускают. Тогда мальчик решает сыграть с кем-то на деньги и проигрывает. Опять выставлен дурачком.
Затем он вынужден вернуться домой, где приходится врать родителям о состоянии здоровья и выпрашивать письмо для учителя. Относит письмо и прогуливает дальше.
И вдруг раз — проникновение в будущее! Мы видим Власа-лоботряса, из которого так ничего и не вышло. Он не попал в вуз, не смог устроиться на нормальную работу, служит чернорабочим, любит посидеть в пивнушке и валяется свиньёй под забором. Буквально.
Короче говоря, если вовремя не просыпаешься, в школу не успеваешь, учителям врешь, играешь на деньги, то ничего хорошего тебя в будущем не ждет. Маяковский в выводе предостерегает маленьких читателей, чтобы те боялись быть такими, как Влас Прогулкин.
Эх, Владимир Владимирович, милый! Зачем вы обманули меня и таких как я? Я ведь действительно поверил в детстве вашему антипримеру и думал, что живу правильно. А ведь это не так.
Пьяными под забором валяются как раз те, кто когда-то послушно вовремя засыпал и просыпался, вовремя посещал школу, просиживая там от звонка до звонка. Словом, все десять лет учился быть послушным винтиком системы, чтобы потом оставаться им всю жизнь, ходя в офис или на завод.
Но ведь полученным образованием надо еще уметь распорядиться. И этому не учат ни в какой школе. Наоборот, все десять или одиннадцать лет школы детей учат не предметам, а послушному каждодневному перемещению из школы домой и обратно.
Детей пугали и будут пугать тем, что без образования никуда не возьмут, что работать они смогут только разгребателями навоза, что обязательно сопьются, будут уволены, сядут в тюрьму, умрут нищими и так далее. В головы вбивают мысль, что учиться надо, что работать надо, что по звонку просыпаться надо.
Счастлив тот, кто вовремя понял, что учителя говорят одно, а делают другое, что послушное поведение ничего тебе в будущем не гарантирует, что как раз троечники и двоечники-лоботрясы и будут в дальнейшем командовать отличниками.
Не знаю, как вы, а я в детстве этого не понимал. Или не хотел понимать.
______________________________________
Дорогие читатели, приглашаю вас на еще один мой дзен.канал "Стихоюмор". Заходите и поулыбаться.
— Расширенная версия стихотворения "Мимо тёщиного дома..."
— Расширенная версия стихотворения "Девки в озере купались..."
— Расширенная версия стихотворения "Хорошо в деревне летом..."
— Расширенная версия стихотворения "Сидит Гитлер на берёзе"
— Расширенная версия стихотворения "Обезьяна Чи-чи-чи"
— Расширенная версия стихотворения "Топор из села Кукуево"
— Расширенная версия анекдота "Колобок повесился"
— Поэма "Смотришь в книгу, видишь фигу"
— Поэма "Для чего козе баян?"
Всего более 70 публикаций "Стихоюмора". Жду всех!