Сегодня, в 74-ю годовщину Великой Победы, хочется отдать дань памяти всем погибшим и всем выжившим в тех грандиозных по своим масштабам и исторической значимости событиям.
Если с выжившими всё более-менее понятно, то, вот, о количестве и качестве погибших долгое время идут споры, которые начались уже после смерти И. Сталина. В 1945 году сам Иосиф Виссарионович в своем выступлении озвучил цифру «Более 7 миллионов советских граждан», думаю, весь советский народ тогда был потрясен этими цифрами. Позднее выяснилось, что Сталин, похоже, имел ввиду безвозвратные потери РККА. Со времен Хрущева началась гонка за самой большой цифрой потерь и, похоже, все действовали из соображений «чем больше, тем лучше». И у каждого были свои выгоды от этого: Хрущеву надо было победить сталинизм (к слову, Хрущев эту битву проиграл), Брежневу надо было показать, что война была настолько тяжелой, что даже Жуков был вынужден советоваться с Брежневым (что, вроде как, отражено в воспоминаниях самого Жукова и, конечно, не является правдой). После распада СССР была даже организована комиссия по оценке потерь, были установлены более-менее точные оценки потерь РККА и методом демографического баланса были установлены потери гражданского населения, итоговая цифра доросла аж до 26,5 млн человек. Но и на этом не остановились, сегодня отдельные исследователи заявляют даже о 40-50 млн погибших, часто ставя свою аргументацию в русло «нам все наврали коммунисты». И это при том, что любой желающий может провести свои собственные, пусть и приблизительные расчеты, используя тот же самый метод демографического баланса (сравнение численности населения до войны и после). Если в 1990-х даже годах пришлось бы копаться в архивах, то сегодня есть масса официальных публикаций. Да, даже в самый разгар Великой Отечественной на неоккупированных территориях весьма исправно работала статистическая служба. Проблемы с подсчетом возникали именно на оккупированных территориях, и это послужило хорошую службу тем, кто, вопреки воле 70% населения, разрушил российскую государственность в 1991 году, а потому так нуждался в любых инструментах очернения Советской власти. А война как наиболее чувствительная тема, стала на острие атаки. Именно поэтому у меня лично всегда вызывали сомнения эти цифры и хотелось знать правду. Поскольку до сих пор мало кто потрудился провести эти незаурядные расчеты, и все руководствуются или последними цифрами, официально признанными Ельциным в период самого разгара его попыток сохраниться у власти любой ценой, или цифрами «независимых» исследователей, которые хотят добиться международного признания путем «вау-эффекта», я и решил самостоятельно разобраться во всем этом, руководствуясь легальными данными из открытых источников.
Нет, я не подвергаю сомнению скрупулезность исследований Кривошеева (которые сейчас признаны официально), я хочу разобраться, что признавать потерями, а что нет. И проверить, сойдутся ли цифры.
Итак, что мы имеем? В 1937 году была проведена перепись населения СССР, которая насчитала 162 млн жителей. Это было на 18 млн меньше ожидаемого, перепись признали неправильной и даже вредительской, некоторых людей расстреляли. Ровно двумя годами позже была проведена перепись 1939 года, которая показала 170,6 млн человек, и не признать вторую перепись подряд Сталин уже не мог. Правда, воскресить расстрелянных тоже. С учетом того, что в конце 30-х годов страна восстановилась после Голодомора и начала стремительно обзаводиться детьми (отчасти, сработал эффект отложенных рождений, но сейчас не о нем), ежегодный рост населения превышал 3,3 млн человек, можно вполне признавать и актуальность переписи 1937 года, и 1939 тоже. От данных переписи 1939 года я и начну свои расчеты. В 1939 году в СССР родилось 6,28 млн детей. Думаю, это были пиковые показатели за всю историю страны в тогдашних границах. В РСФСР тогда родилось 4,17 млн человек. В «славянских» республиках рождаемость составила 5,43 млн. Обратите внимание, что это 86% от всей рождаемости в стране. Суммарный коэффициент рождаемости в РСФСР превышал 4 ребенка, рожденных за жизнь женщины. Очевидно, этот мощный естественный демографический потенциал был призван продолжить русификацию Сибири, Средней Азии, Кавказа и Прибалтики. В 1940 году рождаемость в СССР снизилась до 5,61 млн человек, что нельзя не связать с Финской войной, также возросла и смертность. Итого за два года было насчитано 11,89 млн родившихся и 6,19 млн умерших. По нехитрым подсчетам, на 1 января 1941 года население СССР составило 176,3 млн человек, а на 22 июня 1941 года 177,7 млн человек (в том числе, 113,7 млн в РСФСР).
В 1939-40-х годах в состав России вернулись некоторые территории, столетиями принадлежавшие ей ранее. По наиболее близким к правде оценкам, это добавило Советской стране 20,6 млн жителей. Это около 13 млн жителей Польши (в том числе, около 1,3 млн евреев и 0,2 млн немцев), чуть менее 3 млн жителей Бессарабии, остальные – жители Прибалтики. Не все были рады воссоединению, но паспортизация пошла.
Итого на 22 июня в СССР проживало примерно 198,3 млн человек, на 1 января 1941 года – 196,9 млн (эти данные нам пригодятся ввиду только годичных данных статистики). Началась Великая Отечественная война.
Надо понимать, что во время войны естественную смертность никто не отменял, как и рождаемость. Средняя смертность за 39-40 годы составляла 3,1 млн человек, рождаемость – 5,95 млн (это актуально для «старых» территорий СССР). Таким образом, без войны за 1941-45 годы должно было родиться примерно 29,75 млн человек и, увы, умереть 15,5 млн. В годы войны отсутствовали статистические данные новых советских земель, УССР, БССР, а также по длительно оккупированным территориям РСФСР, на которых проживало до войны 14 млн человек (часть из них была эвакуирована в тыл). По остальной же, основной части территории СССР статистика такова: за 1941-45 родилось 10,56 млн человек, умерло 10,22. Количество смертей с учетом блокадного Ленинграда и бомбардировок тех советских городов, где власть не менялась надолго. Таким образом, советский тыл даже незначительный естественный прирост. В РСФСР значительно возрастала смертность гражданских только в 1942 и, особенно, 1943-м. Думаю, понятно по каким причинам. В остальное время – в русле довоенной смертности! Таким образом, заявления о том, что советские люди миллионами гибли у станков от голода – не более чем происки либерализма! Однако налицо снижение рождаемости примерно на 60%. Последствия этого мы будем наблюдать до конца 21 века, а то и дольше. Также из этих цифр видно, что не менее чем 5,28 млн человек умерли в зоне оккупации по естественным причинам, даже если они были убиты пулей, то они бы все равно не дожили до Победы, по статистике. Считать ли тех людей жертвами войны? Не думаю. Хотя, по всей видимости, в исследованиях Кривошеева туда их и записали.
Как видно из цифр, приведенных выше, почти 2% населения СССР умирало ежегодно по естественным причинам, за 5 лет это 10%. Таким образом, из 8,9 млн советских солдат, погибших в боевых действиях, пропавших без вести на момент окончания войны, умерших от ран за время войны и от болезней, не вернувшихся из плена, какая-то часть не дожила бы до конца 1945 года в любом случае. Какая – установить несложно. Это примерно 1% в год (стариков и детей среди военных было мало, но это, в основном, мужчины). За 5 лет 5%. Это примерно 1,725 млн человек от 34,5 млн призывников. Считать ли их безусловными жертвами войны?
Рождаемость в мирное время составляла примерно 3,4% от общей численности населения (в три раза выше, чем сейчас). В военное время, округлим, она сократилась до 1%. Зачем нам эти цифры? Для расчета рождаемости и смертности на оккупированных территориях.
Предположим, там происходили те же естественные процессы, что и на территории неоккупированной. 2% смертности (потому что люди не уходили за тысячи км вместе с армией, а оставались на месте, в том числе, в партизанских отрядах), 1% рождаемости. На 1 января 1941 года численность «старых» Украины и Белоруссии 37,9 млн человек. 10% умерших за 5 лет = 3,79 млн человек (тоже явно приписанных к жертвам войны). 5% родившихся за 5 лет = 1,9 млн человек.
На новых территориях, где проживало 20,6 млн человек до войны. 10% умерших за 5 лет = 2,06 млн человек. 5% родившихся за 5 лет = 1,03 млн человек. Количество нерожденных составило 12% за 5 лет = 2,5 млн человек.
Итого за 1941-45 годы в СССР в границах 1941 года родилось 13,5 млн человек. Умерло 17,6 млн человек. Естественная убыль составила 4,1 млн человек. Эти люди никак не должны быть записаны в число заморенных фашистами или умерших от голода в Ленинграде! Однако 21,7 млн человек, которые не родились за годы войны – вот, что никак нельзя упускать из виду. Это четверть населения Германии, кстати.
Методом обратного отсчета из переписи населения 1959 года разные исследователи высчитывали примерно одинаковое количество людей, живших в СССР в границах 1945 года на 1 января 1946 года. Я не стал его повторять вручную, возьму среднюю цифру примерно в 170 млн человек. Вот отсюда и получилась цифра в 26,5 млн жертв войны. Но послушайте! А как же естественная убыль на территории СССР в 4,1 млн? А как же 1,4 млн людей на территориях, переданных Польше в августе 1945 года? А как же 1,6 млн поляков, депортированных из СССР в Польшу и всего 0,5 млн украинцев и белорусов, депортированных из Польши в СССР. А как же 200 тысяч немцев, которые, в большинстве своем, бежали вместе с отступающей немецкой армией? А как же 200 тысяч поляков, убитых украинскими националистами в ходе оккупации (они бы вернулись в Польшу по окончании войны)? А как же 200 тысяч украинских националистов, погибших в столкновениях с Красной Армией или бежавших за пределы СССР? А как же 300 тысяч прибалтов, воевавших в немецкой армии и потерявших не меньше половины личного состава? Или неизвестное мне количество румынских националистов, отступивших в Румынию под натиском РККА? Почему их в начале 90-х всех отнесли к советским потерям в ВОв? Таким образом, по самым скромным подсчетам, количество погибших в результате войны необходимо снизить минимум на 7,4 млн человек. Поэтому что или этих потерь не было, или их нельзя отнести к советским потерям. Итого остается 19 млн человек. Именно эти цифры и были озвучены в догорбачевское время. Из них безвозвратные потери РККА чуть меньше 8,9 млн человек и 10 млн человек – сверхсмертность на оккупированных территориях и в тылу. Под бомбёжками, в результате голода в Ленинграде, в результате карательных операций немецкого командования, в результате массового уничтожения 2-3 млн советских евреев, в результате массового партизанского движения, и всё это должны помнить. Но, как ни странно, для войны такого масштаба это вполне адекватное соотношение потерь военных и гражданских. В Германии не лучше. Неуместны никакие нападки на Советскую власть, потому что никто в мире больше не смог пойти на этот великий подвиг. Никто не оказался готов жертвовать 40 миллионами людей погибшими и нерожденными за годы войны. Но кто-то должен был это сделать, и мы сделали. Потому что не могли иначе.
Из этих 40 миллионов человек от 80 до 90% - это русские люди. Мы не должны забывать и этого факта. Эти люди за 1941-1981 годы родили бы 80 миллионов детей. Эти дети поднимали бы Целину, строили БАМ, летали в космос и, да, завершили бы процесс ассимиляции малых народов, расселившись по национальным окраинам. Но ничего этого не произошло, так как они не были рождены. И именно это и стало ключевой причиной распада СССР: 4-ро детей в русских семьях больше не рождалось. И мы должны об этом помнить! /9 мая 2019 года/