Найти тему
Павловская гимназия

На что похож современный урок математики в начальных классах

Татьяна Константинова, учитель математики, рассказала, можно ли ставить в один ряд математику и творчество, почему дети делают “глупые” ошибки и как так получается, что младшие школьники изучают геометрию, но не подозревают об этом.

Про отношение детей к математике

Любовь к математике закладывается в начальной школе. Ведь не любят предмет те, кто его не понимает, поэтому задача учителя разжечь интерес учеников, добиться понимания. Я сразу вижу, когда замотивировала детей на изучение: у них появляется столько собственных вопросов, что они не дают им покоя. Значит, к ним пришел интерес, а вместе с ним и вдохновение. И как приятно слышать от своих учеников, что трудная работа становится вдруг легкой, все удается, и ты даже сам не знаешь, как это получается.

В такие минуты на уроке происходит перераспределение ролей: ученик пытается брать на себя ведущую функцию учителя. Дав ребятам творческую свободу, я с изумлением убеждаюсь, что даже ученики младшей школы могут давать мне, учителю, вполне разумные указания, могут выдвигать идеи и составлять новые и неожиданные задания, сами способны учить друг друга.

Математика – это особое мировоззрение. Человек, владеющий математическими методами, иначе смотрит на мир. Он умеет правильно рассуждать, принимать обоснованные решения, защищать свои взгляды и убеждения.

Играем в математику

Дети любят играть, так почему бы не предложить им эту форму и на уроках. В процессе игры замечательный мир детства соединяется с прекрасным миром науки, ребенок свободно получает новые знания и сведения. Я активно занимаюсь разработкой игровых элементов, при этом важно, чтобы в игре было место творчеству, эмоциям, соревновательному духу, чтобы ребенок мог проявить самостоятельность.

Урок — это творческий, живой процесс. Нужно постоянно искать новые, необычные форматы, делать его максимально информативным и живым. Помню, как дети радовались, когда на занятии мы переливали воду в разные по объему емкости, чтобы найти оптимальное решение задач на переливание. Это было на “Парке знаний” – особый день в начальной школе, когда дети сами составляют расписание из предложенных уроков - “станций”. Наш урок так и назывался “Водные горки”. На глазах детей задачи из учебников ожили, и они увидели, что математика — это интересно, что это из жизни. Такой день теперь стал традицией в нашей школе. Проводим его в последний день модуля, учителя готовят необычные задания для своих станций, чтобы ученикам было интересно и захотелось прийти ещё раз.

-2

Как связаны математика и творчество

Детей можно научить работать творчески и на уроках математики. Я часто использую креативные задачи на своих занятиях. Сначала знакомлю ребят с заданиями собственного сочинения, потом предлагаю выполнить задачу кого-то из детей и, конечно, даю возможность каждому стать автором упражнений, которые отражают события, происходящие с ними в реальности. Фантазии детей нет границ.

У нас есть сложившаяся традиция: после каждых каникул первый урок математики ребята проводят сами. Они готовят задачи про свои путешествия или про то, что с ними происходило необычного и предлагают классу решить их. Детское творчество удивляет. А ведь порой они в игровой форме решают очень непростые задания. На уроках, где находится место для творчества, всегда царит хорошее настроение и смех, а это залог продуктивной работы.

Творчество готовит детей к проектной деятельности. Чтобы научить их самостоятельно и творчески мыслить, я практически на каждом уроке создаю проблемные ситуации, при разрешении которых каждый ребенок становится исследователем. Он выдвигает гипотезы, обосновывает и доказывает их.

Математика — это про жизнь

Младшие школьники, наверное, тем и отличаются, что им надо показать, как применять математику на практике. Если детей не переубедить, они так и будут считать эту науку абстрактной и оторванной от жизни. Поэтому мне всегда важно показать ученикам, что за простыми вычислениями, алгебраическими преобразованиями и геометрическими образами стоят не абстрактные символы, а реальное содержание. Сама по себе цифра “3” ничего не значит, а вот 3 сантиметра, 3 литра, 3 ручки — это уже предмет для интересного разговора.

Как математика объединяет науки

Каждая наука пользуется математическими методами и моделями. Это так называемый математический язык.

Я неоднократно сталкивалась с тем, что ученики не могут понять или выразить содержащуюся в том или ином тексте информацию. И основная причина — отсутствие или нарушение связи между естественным языком и математическим. Поэтому детям надо показывать, как владение этим языком, понимание точного содержания предложений и логических связей между ними распространяется и на владение естественным языком, что вносит весомый вклад в формирование и развитие мышления ребёнка в целом.

Геометрию изучают даже дошкольники

Многие привыкли, что слово “геометрия” появляется только в 7 классе, когда на учебниках появляется это название. Но это не так. Знакомство с геометрией происходит еще в дошкольном возрасте, когда ребенок занимается рисованием, конструированием, лепкой. На уроках в начальных классах мы с ребятами занимаемся геометрическими играми и упражнениями, где они клеят, вырезают что-то из бумаги, рисуют. Такие занятия развивают пространственное воображение, геометрическую интуицию и творческие способности. Живое созерцание и тактильное восприятие дают возможность каждому ребёнку испытать первое очарование геометрией. Вначале эта наука выступает для них в роли ремесла, поскольку нет теорем и строгих рассуждений. И в то же время, присутствие определённых тем и заданий стимулирует учеников к проведению несложных обоснований, к поиску закономерностей.

Таким образом, у детей на достаточно хорошем уровне формируются представления о геометрических фигурах, умение выделять их признаки, сравнивать, обобщать, классифицировать.

-3

Когда математика дается не с первого раза

Бывают случаи, когда изучение предмета вызывает большую трудность, и чтобы получить заветную “пятерку” ребенку приходится заниматься намного больше, чем другим ребятам. Учителя в нашей гимназии всегда готовы прийти на помощь, еще раз объяснить, рассказать, показать — сделать все, чтобы ученик усвоил материал. Все имеют право на ошибки. Важно, понять, почему ты допустил ошибку и как найти способ, больше её не допустить. Оценка вообще показатель ненадежный. Вспомните, у каждого так было: усвоил тему, а на контрольной делаешь “глупые” ошибки, по невнимательности или поспешности. Поэтому необходимо приучать себя к самоконтролю и внимательности.

В Павловской гимназии уже в начальной школе учитывается разница между теми, кто серьезно увлекается математикой, и теми, кому достаточно базового уровня этого предмета. В 4 классах мы делим всю параллель на несколько групп. Одна группа для детей с продвинутым уровнем — олимпиадная. При формировании этих групп учитываются не только знания, но и индивидуальный темп освоения материала. Во всех группах программный материал одинаковый, но, конечно, есть задания со звездочкой, повышенного уровня. Просто “звездочки” у всех разные.

Про то, как лучше запоминать теорию

Мои ученики ведут собственные справочники — такие мини-тетради, куда они записывают основные теоретические материалы, формулы. Дети так и называют их, “помощники”. К 4 классу необходимую информацию они уже выбирают и записывают самостоятельно, поэтому у каждого получается свой индивидуальный справочник. Конечно, всё можно найти в интернете или учебнике, но эта тетрадь — твой труд и твой личный математический дневник, который важен именно тебе.

Каким должен быть современный учитель

Учитель никогда не должен быть скучным для ребенка и оторванным от его жизни, его опыта. Важно не просто подготовить учеников к успешному выполнению контрольных работ, надо научить их грамотно излагать свою точку зрения, правильно формулировать вопросы, вести дискуссию, презентовать проекты. И все это я могу делать на своих уроках в Павловской гимназии. Это не просто школа, это школа, которая дает возможность преподавателям развиваться, идти в ногу со временем, импровизировать. Каждый новый день приносит новые радости и печали, победы и неудачи, взлёты и падения. Это наша жизнь. Но вновь и вновь я вижу глаза моих учеников. Надеюсь, у меня хватит сил и мудрости помочь им построить счастливое будущее.