Откуда появилась в Древнем Египте эта эффектная архитектурная идея – огромные массивные сооружения в виде сияющих на солнце правильных четырехгранных рукотворных кристаллов, стремящихся своей вершиной в небо? Ничего необычного и таинственного в этом нет и никогда не было: ни для большинства египтологов, ни для самих древних жителей долины Нила.
С самого начала времен здесь наряду с культом священных животных, человекообразных и получеловекообразных богов существовал еще и культ священных предметов («сакральных фетишей»). Самым главным и самым древним из них был так называемый «камень Бен-Бен» (греки называли его «пирамидион»), прообраз первой горы появившейся из бесконечных вод на заре творения. От этой Самой Первой Суши и началась вселенная по представлениям архаичных египтян.
Этот фетиш в качестве почитаемой святыни-охранителя устанавливали на высоких деревянных столбах, в последующие времена – на каменных пьедесталах или в качестве навершия приземистых кирпичных колонн-обелисков в пределах огороженных солнечных святилищ. Много позже всё это видоизменилось в знаменитые древнеегипетские обелиски.
Другое естественное направление строительных дел – это возведение жилищ. Для живых людей – и для тех, кто уже ушел из этого земного мира в загробный, в продолжение земного. Главной заботой о благополучии ушедших была защита их тел – от разрушения (что в здешнем сухом климате часто получалось естественным образом) и от посягательств на их покой со стороны четвероногих и двуногих грабителей (для этого испокон веков, причем во всех концах мира, применяли небольшую надмогильную насыпь или курган).
Такой небольшой курган из подобранных поблизости камней постепенно эволюционировал в надземную каменную надстройку над надежно засыпанным проходом к погребальной камере. Такие почти монолитные египетские гробницы сейчас называют арабским словом «мастаба».
Известно даже имя человека, которому пришла в голову идея надстроить на уже готовой царской мастабе еще одну, поменьше. А потом еще, еще и еще. Так творением верховного советника царя Джосера, архитектора, целителя, изобретателя и мыслителя, Леонардо да Винчи своего времени, человека по имени Им-хотеп, стала первая из каменных ступенчатых пирамид. На самой вершине этого огромного «пьедестала», на немыслимой тогда 66-метровой высоте было установлено главное сакральное сокровище пирамиды, Бен-Бен.
Всего через две или три последующие ступенчатые пирамиды строителям фараона Хуни (или его преемника, знаменитого Снофру) осенила великолепная идея: заложить ступени камнем готовой (или почти готовой) пирамиды в местечке Мейдум.
И тем самым превратить саму эту огромную, под сотню метров, усыпальницу-подставку для Бен-Бена на её вершине, в гигантский священный камень-фетиш. Все эти рухнувшие-таки впоследствии каменные добавления уже тысячи лет лежат у подножия этой снова ставшей странно-ступенчатой пирамиды:
Следующей была единственная в своем роде «Ромбовидная» (или «Ломаная») пирамида, построенная по воле и приказу всё того же неутомимого экспериментатора Снофру. Общепринятой и наиболее очевидной причиной такой странной формы считается чрезмерная самонадеянность проектировщиков. Они начали возводить чрезмерно крутые внешние грани, пирамида началась получаться излишне массивной, в потолках внутренних камер появились и начали расти зловещие трещины. Строители испугались не только возможного разрушения внутренних структур, но и обрушения слишком рискованно установленной облицовки (может статься, они уже имели возможность увидеть, что случилось в Мейдуме). Поэтому они резко уменьшили наклон граней и получили намного более низкую, чуть больше ста метров, пирамиду.
Я тоже придерживался такого объяснения. Но: а почему же эти крутые нижние грани до сих пор не обрушились? А треснувшие потолки внутренних камер не рухнули под огромным весом добавленной после обнаружения опасности каменной массы? Не настаиваю, но осмелюсь предположить: «Ромбовидная» пирамида изначально была задумана как единство именно двух частей. Нижнего «пьедестала» и огромного камня Бен-Бен на нем.
Но такой силуэт все же не прижился и в дальнейшем не применялся.
После этого в Египте строили только истинные царские пирамиды: т.е. в виде строгого геометрического полуоктоэдра. Другими словами, все эти пирамиды превратились в огромные, великолепные, тысячелетия впечатлявшие и до сих пор впечатляющие всех священные камни Бен-Бен.
Но как же обо всей этой бурной строительной деятельности и её тонкостях прознали в других концах Старого света и в явно недосягаемом при фараонах Китае? А также в тогда еще не «новом», в еще не открытом Новом свете?
Немножко об этом – в «Мифы и реалии пирамиды Хеопса, часть 6: фараонова недвижимость и другие пирамиды Земли – это совсем не родственники и даже не подельники».
- - -
(*) – иллюстрация из интернета, открытые источники
Если понравилось рассказанное – не стесняйтесь кликнуть по значку «Во!» (это где большой палец вверх). И – подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии.