Их было два брата – жгучих красавца-итальянца – Иосиф Поджио и Александр Поджио. Их отец был уроженец Пьемонта, попавший на русскую службу. Братья получили отличное образование – старший учился у иезуитов в Петербурге, младший в Одессе. Иосиф успел повоевать в 1812 году и участвовал в Заграничных походах. А младший, Александр, зато первый связался с вольнодумцами и в 1823 году попал в тайное общество.
Младший был из самых радикальных – хотя, судя по всему, не столько по убеждениям, сколько из-за бешеного итальянского темперамента. Именно ему следствие (и мы!) обязаны историей о том, как однажды Павел Пестель на пальцах считал членов императорской семьи, которых следовало убить – и показал в итоге Поджио «ужасную руку» с 13-ю пальцами. Именно младший Поджио, по слухам, крутил уже на каторге роман с Марией Николаевной Волконской (мы не знаем, правда ли это. Но точно знаем, что ее близким другом был, а сам Волконский его, пожалуй, недолюбливал).
Но наш рассказ не о нем, а о его старшем брате – Иосифе.
В момент вступления в тайное общество – в 1824 году он был молодым, красивым и обаятельным вдовцом с четырьмя детьми. Мужчине тяжело одному – и поэтому примерно тогда же, в 1842 году он закрутил роман с Марией Андреевной Бороздиной. Юной красавицей, дочерью сенатора Бороздина.
Сенатору вообще очень, очень не повезло с дочерьми. Их было две – Мария и Екатерина. Летние месяцы девушки проводили в Каменке – имении своих ближайших родственников по матери, Давыдовых. Ровно там же, в Каменке, периодически собирались молодые офицеры и вели вольнодумные разговоры. Василий Львович Давыдов, Сергей Григорьевич Волконский, Сергей Иванович Муравьев-Апостол и юный Мишель Бестужев-Рюмин… Ну вы поняли. Даже Пушкин туда заезжал – да только его в общество не приняли.
Младшая – Екатерина – влюбилась в Михаила Бестужева-Рюмина. Он посватался – но его родители оказались против, да и отец невесты идеи не поддержал. В итоге она вышла замуж за Владимира Лихарева – а он тоже оказался декабристом. Угодил на каторгу. И нет – она не поехала за ним в Сибирь, а развелась. Но подробности этой истории – в другой раз, а пока про старшую – Марию.
Мария влюбилась в Иосифа Поджио. Родители были категорически против – вдовец, с детьми, да к тому же католик, а не православный! Невозможно!
Но она была женщина упрямая, и все-таки вышла за него замуж. В начале 1825 года. Им оставался примерно год счастья.
В начале 1826 года Иосиф был арестован. Мария была к тому моменту беременна – в апреле она родила сына Льва.
И тут в дело вступил ее отец, сенатор Бороздин. Он был человеком достаточно влиятельным, чтобы к нему прислушались. Сенатор сделал все, чтобы дочь не знала, ни где ее муж, ни что с ним, не могла передать письма – ничего. Она поехала в Петербург, бесконечно обивала пороги, писала Бенкендорфу, писала императору, просила, чтобы ей разрешили разделить участь мужа, какой бы она ни была, собиралась ехать в Иркутск…
Все без толку. Иосиф Поджио был приговорен к каторге – и должен был отправиться в Читу вместе со всеми. Но по просьбе ее отца, сенатора Бороздина, Иосифа просто «забыли» в Шлиссельбургской одиночке. На восемь лет. Переписку разрешили только с 1829 года – четыре года он сидел без малейшего известия о своих родных.
В конце концов отец поставил Марии условие – или она разводится с мужем, и тогда он отправляется в Сибирь, к своем друзьям, возможности гулять, читать и возможности дождаться помилования – или так и сидит, сходя с ума в одиночке. В 1834 году она получает развод – и Иосиф отправляется на поселение в Сибирь. А Мария – теперь снова Мария Бороздина – снова выходит замуж.
Иосиф Поджио не дожил до амнистии – умер в 1848 году в Усть-Куде. Мария вышла замуж за князя Александра Гагарина. Детей в этом браке не было, и она умерла в 1849, ненадолго пережив своего первого мужа.
Если вам нравятся статьи на нашем канале, обязательно поставьте лайк и подпишитесь на наш канал! Так вы будете чаще видеть наши статьи в своей ленте Дзена и не пропустите новые!
Еще читать о женах декабристов?
Почему декабристов 120 человек, а поехало в Сибирь всего 11 женщин?
Развод барона Штейнгеля - было или не было?
Жены декабристов и цветоводство в Сибири