Найти тему
Newbie

Влияние ресурсного проклятия на развитие государств: "Нефтяное проклятие" Майкла Росса

Предмет данной статьи - анализ влияния ресурсного проклятия на развитие политической и экономической системы государств. Важный вклад в данной сфере внес американский политолог Майкл Росс - профессор политических наук и директор Центра по изучению Юго-Восточной Азии в Калифорнийского университета в Лос-Анджелеса. В данной работе мы кратко рассмотрим основные тезисы по вопросу ресурсного проклятья, представленные в его книге "Нефтяное проклятие. Как богатые запасы углеводородного сырья задают направление развития государств".

М. Росс - профессор политических наук Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. В 2009 г. исследователь получил премию им. Хайнца Юлау от Американской ассоциации политических наук
М. Росс - профессор политических наук Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. В 2009 г. исследователь получил премию им. Хайнца Юлау от Американской ассоциации политических наук

По мнению М. Росса, ресурсное проклятие представляет собой прежде всего нефтяное проклятие. Исследователь приводит следующую неутешительную статистику, подтверждающую актуальность изучения данного вопроса: "Сегодня (на 2012 г. - прим. авт.) вероятность того, что нефтедобывающие государства будут управляться автократами на 50% выше, чем в странах, не располагающих запасами углеводородов, а вероятность гражданской войны в первых - в два раза выше. По сравнению с"обычными" странами, нефтедобывающие государства являются более закрытыми, более подвержены финансовой нестабильности и предоставляют женщинам ограниченные экономические и политические возможности. Начиная с 1980-х гг. хорошая геология ведет к плохой политике" (с. 22).

-2

Однако, как отмечает американский политолог, нефтяному проклятию подвержены не все страны: прежде всего, данная проблема касается государств с низкими и средними доходами.

В 1960-е гг. ресурсное богатство рассматривалось как неоспоримое достоинство. Прежде всего, данной позиции придерживались политологи и исследователи, являвшиеся сторонниками теории модернизации. Как отмечает М. Росс, "согласно теории модернизации, <...> увеличение среднедушевых доходов ведет к улучшению практически всех измерений политического состояния страны, включая эффективность правительства, подотчетность его действий народу и признание прав женщин" (с.24).

"До начала 1970-х гг. нефтедобывающие страны не слишком отличались от остального мира: не чаще, чем в других государствах, у власти в них стояли диктаторы; гражданские войны случались в них не чаще, чем в других странах; они предлагали женщинам примерно те же возможности, что и остальные. К тому же нефтедобывающие страны демонстрировали устойчивые и более высокие, чем в мире в среднем, темпы экономического роста. Все изменилось в 1970-х гг." (с. 32-33).

Данная ситуация с тем, что контроль над ресурсами (и соответственно доходы от ресурсов) практически полностью перешел к нефтедобывающим государствам - множество государств осуществили национализацию.

Исследователь выделяет несколько факторов, способствовавших этому:

1) подъем националистических государств в развивающемся мире;
2) ухудшение переговорных позиций крупнейших нефтяных компаний (т.н. "Семь сестер" в 1950-1960-е гг. контролировали все международное распределение нефти и маркетинговые каналы). Постепенно компании утратили господствующие рыночные и переговорные позиции;
3) образование в 1960 г. ОПЕК;
4) отказ государств Запада от практики отправления военных контингентов для защиты дружественных или свержения находившихся у власти враждебных режимов в конце 1960-е гг. (за исключением нескольких случаев);
5) специфические качества нефтедобычи как отрасли.

Согласно М. Россу, нефтяные доходы имеют 4 отличительные черты: масштаб, источник, стабильность и секретность.

Нефтедобыча генерирует гораздо больший объем получаемых государством денежных поступлений, чем любая отрасль. Данное преимущество позволяет руководителям нефтедобывающих стран полагаться на эти денежные поступления и в меньшей степени - на налоги, что позволяет им быть более автономными от настроений общественности.

Кроме того, можно выделить несколько важных тезисов:
1) развитие нефтедобычи и получение средств от экспорта способствует росту государственных доходов, но также и государственных расходов;
2) нефтедобыча не способствует росту частного сектора. Углеводороды значительно увеличивают государственные доходы, но приносят гораздо меньше пользы другим отраслям частного сектора (один из примеров - "голландская болезнь");
3) доходы от нефтедобычи склонны к волатильности, что ставит под угрозы финансовую и экономическую системы нефтедобывающих стран.

В завершение необходимо отметить, что книга М. Росса "Нефтяное проклятие" будет полезна всем, кому интересна тема политического развития.