Есть пословица: невозможно быть учителем, перестав быть учеником. Педагог может воспитать успешных, интеллектуально развитых учеников, только если сам стремится повышать уровень профессиональных знаний. Особенно сегодня, когда школьные учителя уже перестали быть истиной в последней инстанции.
Нынешний школьный учитель – это постоянно саморазвивающийся, эрудированный человек, идущий в ногу с мчащимся семимильными шагами временем, а иногда и чуть-чуть впереди, чтобы предостеречь учеников от падения в бездонные информационные потоки. Согласитесь, он мало напоминает хрестоматийную фигуру старой доброй «Марьи Ивановны», классной «второй мамы», способной и замечание в дневник влепить, и слезы утереть.
Кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации Ирина Щербо разработала классификацию уровней профессионального роста учителя. Согласно этой классификации, нулевой уровень – слабая методическая подготовка; 1-й уровень – стабильные результаты при использовании традиционных программ и учебников; 2-й уровень – применение новых технологий обучения; 3-й уровень – разработка новых форм учебных занятий; 4-й уровень – разработка новых методик при частичном изменении содержания; 5-й уровень – изменение содержания курса без изменения идеологии предмета; 6-й уровень – создание авторского курса с изменением целевой и содержательной части; 7-й уровень – создание авторского курса, не имеющего аналога, но востребованного социальным заказом и образовательным учреждением.
Конечно, не все педагоги креативны настолько, чтобы создавать авторские курсы, неплохо хотя бы дотянуть до 3–4-го уровней, чтобы не остаться за бортом эпохи. Порой прокрастинация (а попросту лень), нехватка времени, усталость вызывают у педагогов тоскливые мысли: «А надо ли мне это?», «Мне до пенсии пять лет осталось»… Знания учителей быстро устаревают и могут отставать от объективных требований. Валом валят новые методики обучения и технические средства (интерактивные доски, компьютерные программы), меняются требования законодательства и содержание учебных предметов: чего стоит одна только переоценка исторических ценностей и событий, перелопачивающая учебники истории, да и открытия в области химии, физики, астрономии никто не отменял.
Раз в пять лет учитель проходит аттестацию, однако с введением федерального закона об образовании государство требует обновлять знания раз в три года. За аттестацию отвечает работодатель, то есть школьная администрация, она же определяет тематику курсов, направляет своих сотрудников на повышение квалификации. Педагоги могут самостоятельно выбрать себе курсы повышения квалификации и попросить у директора направление, а могут пройти курсы самостоятельно. Тематику определяет сам работодатель: директор, завуч либо педагог-организатор. Но повышать квалификацию учитель должен не только по своему предмету. Есть еще и профессиональный стандарт, который предусматривает большое количество других компетенций: инновационных компьютерных технологий, первичной медицинской помощи, инклюзивного образования.
Да и в рамках одного школьного предмета существует огромный выбор тематик, и педагогу следует выбирать ту программу, которая соответствует его методическим подходам, потребностям образовательной организации и потребностям обучающихся. Например, есть курс, посвященный робототехнике, но может ли он заинтересовать педагогов сельских школ, если у них нет технических средств для обучения этому курсу? Скорее, он будет востребован в школах больших городов.
На какие моменты надо обратить внимание учителю, стоящему перед непростым выбором курсов повышения квалификации
На этот вопрос отвечает ректор Московской академии профессиональных компетенций (здесь обучают работников ведущих образовательных организаций, таких как МГИМО, РАНХиГС, «Газпром школа»), доктор экономических наук, профессор Виталий Владимирович Клевцов:
– Прежде всего образовательная организация, предлагающая курсы, должна иметь лицензию на обучение в сфере дополнительного профессионального образования.
На сайте организации должен быть раздел «Сведения об образовательной организации», в котором представлены подробные сведения о ней, ее образовательных программах и преподавателях. Есть государственные требования к сайтам образовательных организаций. На них размещается учебный план занятий, график учебного процесса, аннотации к рабочим программам курсов. Иногда бывает, что на сайтах ничего не пишется, и слушатель не может ознакомиться с необходимой для него информацией. И, конечно, самое важное – сама образовательная программа. Она должна присутствовать в специальном разделе сайта как документ. Если такой документ отсутствует, то это нарушение законодательства. Такие нарушения встречаются часто у коммерческих образовательных организаций, но и некоммерческие тоже этим грешат.
Если в школах не хватает педагогов по некоторым предметам, то встречаются курьезы. Например, одна моя знакомая учительница младших классов решила взять еще и ставку педагога по рисованию. Профильного образования у нее не было, да и рисовала она, скажем так, на крайне дилетантском уровне. У меня дома одно время висел ее пейзаж с изображением леса на берегу реки, но в реке отражался почему-то цветущий вишневый сад… Эта картина необъяснимо раздражала всех, кто ее видел, а среди моих гостей были люди с искусствоведческим образованием. Пришлось пейзаж снять. Однако ставку горе-художнице все-таки дали. «А я прошла мастер-класс по рисованию, – заявила она. – Мне даже сертификат выдали! Вот, смотрите, так и написано: сертификат. Целый рабочий день потратила, восемь часов!» Могу себе представить, чему и как обучала эта дама…
– Важен объем академических часов, – говорит первый проректор Московской академии профессиональных компетенций Артем Юрьевич Замлелый. – Мастер-класс как формат обучения допустим, но он не может считаться повышением квалификации, если его трудоемкость составляет от 16 до 250 академических часов. К примеру, если вы обучались 10 часов, то это не повышение квалификации, а просто добавочные знания. Однако даже если вы прошли 20 или 30 часов, это не всегда рассматривается как повышение. Например, курсы, входящие в рамки не дополнительного профессионального образования, а просто дополнительного образования детей и взрослых (к примеру, это могут быть курсы кройки и шитья), не будут засчитываться как повышение квалификации.
Еще надо обратить внимание на то, сколько нагрузки приходится в неделю. Требования государства к среднему профессиональному и высшему образованию – 54 академических часа в неделю для очной формы обучения. Если трудоемкость больше 54 часов, то надо с осторожностью относиться к таким курсам. Это признак фиктивности образовательного процесса. Например, если вам предлагают пройти курс за 100 академических часов в неделю, от такого подозрительного предложения следует отказаться, потому что нагрузка за пять дней получается слишком большая. Такая программа не может быть реализована в одну неделю, ее не освоить даже физически. Значит, по содержанию и качеству она просто пустая.
При поступлении организация, предлагающая курсы, обязана запросить документы об образовании слушателя. Согласно закону, удостоверения о повышении квалификации выдаются только слушателям, имеющим среднее профессиональное или высшее образование. Между слушателем или работодателем и образовательной организацией заключается договор об образовании. Есть примеры, когда люди приходят с документами, не соответствующими стандарту: это часто происходит с теми, кто учился во время неразберихи 90-х годов. По факту оказывалось, что повышать нечего, поскольку самой квалификации-то и нет: государственный документ, подтверждающий наличие профессионального образования, отсутствует. Например, диплом о неполном высшем образовании, выдававшийся в 90-е годы, ничему не соответствует и ничего не подтверждает.
Однако коммерческие организации зачастую толкают свою продукцию в виде курсов всем без разбора, лишь бы пришли и заплатили. Конечно, по окончании выдается некая корочка, однако это еще не значит, что она дает право на повышение квалификации.
– Отличить фиктивное повышение квалификации от легального можно по названию выдаваемого документа, – предостерегает Артем Юрьевич. – Он должен называться «Удостоверение о повышении квалификации» – и только так! Любое отклонение от строгого государственного стандарта говорит о том, что перед вами неофициальный документ. Обучающиеся проходят иногда переквалификацию и получают бумаги с разными словами, похожими на официальные, но не соответствующими закону: свидетельство, диплом, сертификат. Один раз в моей практике такая бумага даже называлась просто «Удостоверение». Не все организации, выдающие их, являются злоумышленниками, они могут подтверждать дополнительное образование детей и взрослых, но не профессиональную переквалификацию. Допустим, дети, посещающие кружок рисования, могут получить красивый листок с витиеватой надписью «сертификат», «удостоверение» или что угодно, но педагог с подобным «дипломом» преподавать не может.
Слушатели курсов повышения квалификации по итогам обучения должны пройти итоговую аттестацию. Ее форма может быть любой: экзамен, зачет, письменная работа – главное, чтобы знания были проверены. Есть такие организации, которые предлагают обучение только по электронной почте. Но это незаконно, потому что обучение должно проводиться через систему дистанционного обучения. Обычно это сайт, где можно скачать программу обучения, прослушать лекцию, получить доступ к учебным материалам.
К сожалению, проблема в том, что многие новейшие открытия не попадут в школьные учебники. Нет того, что должно мотивировать педагогов к обучению. Это новые методики, технологии их использования, оптимизация времени, изменение роли учителя, переход в тьюторы. Курсы дают много теории, а вот практико-ориентированных курсов мало. Уходят в связи с возрастом педагоги, которые сами придумали методики и их преподавали. На смену им пришли те, кто не работал с детьми. Они вооружены теорией, но практических наработок у них нет, и они зачастую затрудняются ответить на конкретные практические вопросы.
Обратимся еще раз к заслуженному учителю России Ирине Щербо. «Почти над каждым школьным коллективом, даже если он пока еще числится успешным, висит угроза однажды впасть в состояние застоя, превратиться в стоячее болото… – писала она. – Ведь для того чтобы выстоять перед лицом перемен, необходимо видеть долгосрочную перспективу, уметь определять основные направления деятельности завтрашнего дня. Самая надежная страховка от профессионального прозябания, а следовательно, от всяческих неудач — это постоянное взращивание повышенного уровня компетентности педагогов и всех сотрудников». Тому, как выбрать подобную страховку, тоже нужно учиться.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.