Многие ли из нас любят изменения? Многие ли готовы выходить из зоны комфорта? По своему опыту могу сказать, что мало тех, кто реально готов к изменениям. А особенно на работе. Порой даже рабочий стол подвинуть на 10 см для людей проблема и выход из зоны комфорта, а уж говорить о глобальном вообще с ним опасно.
В отношении управления изменениями существуют два вида компаний — реактивные и проактивные. Наверняка слышал уже об этом. Если в компании начинают происходить изменения только потому, что это необходимо, — этого требуют условия рынка, ожидания клиентов, экономика и т.д. — она относится к реактивным компаниям. Nokia, Blackberry, Kodak — у этих компаний преобладал реактивный подход к изменениям. Результат хорошо известен! Успешные компании — проактивные, они могут спрогнозировать изменения до их наступления и начать действовать сразу же. Так и в работе подразделений, отделов и конкретных людей.
Знать, уметь, действовать
Для эффективного управления изменениями руководитель должен обладать несколькими умениями.
Уметь впитывать. необходимо отслеживать и анализировать все ключевые источники информации об изменениях в отрасли. Миссия руководителя — действительно разбираться в процессе внедряемых изменений. Недопустимо, чтобы руководитель не знал, что происходит, или не мог адекватно объяснить это своей команде.
Уметь сопереживать. Именно отношения с коллегами и клиентами — это то, что влияет на внутренний климат компании. Отношения выстраиваются и улучшаются по следующей градации: интерес, любопытство, эмпатия, толерантность, компромисс. Последнее — это высший уровень: он не означает проигрыш, наоборот, это умение принимать чужое мнение так, чтобы оно «сработалось» с твоим. Отношения разрушаются по следующим этапам: апатия, сопротивление, оборона, враждебность, бой. Стадия обороны нейтрализуется за счет эмпатии: если в компании есть человек, который враждебно воспринимает любые нововведения, попробуй «посопереживать» ему. Чтобы провести людей через изменения, необходимо их хорошо знать — так, чтобы они тебе доверяли. Чем больше знаешь о людях, тем легче их вести за собой.
Уметь подготавливать. Необходимо быть готовым честно говорить с командой обо всех предстоящих изменениях с их позитивными и негативными аспектами. Готовься к диалогам об изменениях один на один с каждым членом команды.
Уметь вовлекать. Чтобы окунуть сотрудников в процесс изменений, необходимо доходчиво доносить их суть. Задача руководителя в этот период — это определять реальность и давать надежду. Рассказывая об изменениях, коммуникация должна подпадать под следующую систему:
- давать надежду (почему должны пройти изменения; к чему они должны привести; что улучшится) — продай сотрудникам идею изменений;
- определять реальность (какие негативные последствия возникнут в результате изменений, какие риски) — будь честным и откровенным со своими сотрудниками.
Находи время для своих людей, спокойно реагируй на проблемы, упрощай их роли, смело говори о реальном прогрессе.
Уметь сотрудничать. Избегай глупых провокаций и бесполезных дебатов. Ничто так не поражает во время провокации или спора, как вежливый и сдержанный ответ с доброй улыбкой. Создай репутацию открытого, прагматичного и понимающего человека, к которому не страшно обратиться.
Уметь фокусироваться. Нацелься на подбор правильных людей на каждую должность в команде. Если сотрудники не подходят, не бойтесь их заменять. Определи три самые значимые вещи, на которых должны сфокусироваться ты и твоя команда в следующем году, и подбери одно подходящее слово для каждой из этих вещей. Сделай их своим приоритетом в дальнейшей деятельности.
Изменения происходят постоянно. Это неизбежный и неотъемлемый процесс в жизни. Для управления ими не стоит создавать огромных проектов с громкими названиями. Изменения — это дело не отдельного проекта, это дело всей компании. Если что-то идет не так, — а всегда что-то будет идти не так — сохраняй максимум спокойствия и помни, что прогресс в результате изменений зависит исключительно от тебя и твоих людей в компании.
Читать телеграмм-канал Дневник Руководителя
Другие статьи:
Как внедрить что-то новое?
Низкая мотивация сотрудников.
Как процесс обучения превратить в удовольствие!