Найти тему
О фильмах

Полный провал: мнение критиков о сериале «Зорге» и Александре Домогарове в главной роли

Оглавление

Недавно на телевизионные экраны вышел фильм, который ожидали с 2017 г. Это совместный сериал, снятый украинскими, китайскими и российскими кинематографистами, с коротким названием «Зорге». Тем самым «важнейшим из искусств» был нанесен сильный удар по своей же собственной репутации. Таково мнение Александра Куланова, ставшего лауреатом премии за написание книги «Зорге. Неудобный». Она была присвоена автору Министерством обороны РФ. Своими впечатлениями по поводу фильма, а вернее, его провала, он поделился в интернет-журнале «Историк». Рассмотрим их подробно.

О творчестве речи не идет

Куланов считает, что прежде чем приступить к просмотру любого современного фильма, зритель должен учесть следующее. Деньги на крупные проекты инвесторы выделяют в расчете на получение прибыли. А ее должно принести внимание целевой аудитории, которая должна быть максимально широкой. То есть никакого творчества не предполагается, сплошной бизнес.

В случае с сериалами расчет делают на домохозяек, которые устали от быта, скучают и ищут на экранах воплощение своей мечты в лице мужчины. А если сериал имеет исторический уклон, то он становится пригодным также и для семейного просмотра. Люди думают: «О, история, когда-то что-то я читала-слышала об этом, поглядим, как это было».

Домогаров проигрывает своему герою

По идее, зрителям должен был понравится актер, сыгравший главную роль. В данном случае в роли знаменитого шпиона выступил Александр Домогаров. И сделал он это как будто из последних сил. Каждый кадр с ним говорит о том, как мучается народный артист, изображая Героя СССР Рихарда Зорге. Как он устал создавать образ сильной натуры, как он на пределе ведет с харизмой и интеллектом своего героя неравный бой, который явно проигрывает.

Хотя вполне возможно, что данное мнение является ошибочным. Ведь впечатление от актерской игры – это дело вкуса, вещь субъективная. Поэтому следует вернуться к теме рейтинга. Для того чтобы иметь больший успех, фильм должен смотреться. В инвестиционных целях хорошо бы прибавить еще несколько слагаемых.

Таких, как крутая любовная интрига в сюжете, наличие на экране «звезд», которые раскручены, и «звездочек», которые пусть даже особо и ничего не играют. А в идеале должна присутствовать и детективная составляющая. Таим образом, биографическая составляющая, как и историческая правда, здесь вообще не учитывается.

Средства привлечения внимания

Если художественный подход остается недоступным, то в дело вступают другие средства по привлечению зрительского внимания к картине. К ним относятся следующие:

  • Громкое имя главного героя. Лучше всего, если это будет реальный исторический персонаж, о котором, хотя и слышали многие, но подлинная история которого мало кому известна. Следовательно, имеется простор для того, чтобы строить спекуляции вокруг его имени.
  • Присутствие выпуклой любовной линии. Желательно еще, чтобы в ней была задействована не одна, а сразу несколько пассий.
  • Вплетение в сюжетную канву фантазии, уровень которой давно проверен и соответствует принципу "чем чудовищнее будет ложь, тем быстрее люди в нее поверят".

В последнем пункте имеется в виду нежелание соблюдать даже элементарную историческую правду, не говоря уже о пресловутых требованиях к подлинности «пуговиц на мундирах». Хотя именно это в исторических сериалах как раз и привлекает дополнительную аудиторию. Однако зачастую так называемые творцы, возомнившие себя гениями, выше этой «мирской суеты».

38 ляпов за 49 минут

Для того чтобы зритель разобрался в уровне соблюдения этой самой правды в фильме о Рихарде Зорге, Александр Куланов объясняет следующее. Уже в первой серии автору книги о Рихарде Зорге удалось зафиксировать целых тридцать восемь моментов, которые он квалифицирует как исторические выдумки, ляпы, несоответствия. И это всего за 49 минут времени на экране. Не говоря уже советском руководстве, которое выставили чуть ли не в смешном свете, особенно Сталина. По большому счету у Куланова претензии отсутствуют только к титрам.

Зорге не вел дневников

Главной проблемой является то, что создатели при этом еще и пытаются подавать свое творение в качестве почти что документального. Так, например, ими распространялась информация о том, что Александр Домогаров в период, когда он готовился к роли, самым внимательным образом изучал биографию персонажа, которого ему предстояло воплотить на телеэкране. Но не только. Он еще и неоднократно встречался с ветеранами советской разведки, расспрашивая их о Рихарде Зорге. Помимо этого, актером были скрупулезно изучены дневники знаменитого разведчика.

Однако, как отмечает Куланов, Зорге не вел никаких дневников. Так что же тогда изучал артист Домогаров? О режиссере Сергее Гинсбурге и других авторах говорилось, что для них было очень важным максимально достоверное раскрытие образа человека-легенды, имя которого окружает большое количество мифов. Но при этом присутствует и такой момент, как творческая выдумка.

Авторам не нужна правда

По мнению Куланова, именно такая позиция их и подвела. Ведь подобному «творчеству» все доступно. Так, к примеру, радиста Макса Клаузена, работавшего в группе Зорге, они внезапно сделали убийцей, посланным НКВД. И только наивным зрителям невдомек, почему это тонкий аналитик Зорге вдруг становится киллером? Почему авторами придумана альтернативная история? Почему они без конца врут, искажая то, что совершенно незачем искажать? Для чего заменяют реальные и при этом весьма занимательные сюжеты какой-то пошлятиной? Почему из всех штампов выбираются наиболее скучные и даже гнусные?

Автор книги о легендарном разведчике недоумевает: почему создатели сериала считают, что зрители не имеют права на знание исторической правды? Вот несколько фактов, которые они проигнорировали или исказили.

Так, настоящий Зорге, как и Хоцуми Одзаки, были вместе повешены в глухой камере, находившейся в тюрьме Сугамо, мрачнейшей из токийских тюрем, а не в декорациях внутреннего дворика. Макс Клаузен никогда не покушался на жизнь Зорге. Бранко Вукелич умер от голода в тюрьме. Етоку Мияги во время следствия сгорел от чахотки.

А также почему зрителям ничего не сказано и о других членах «кольца Зорге», которых было около трех десятков? Почему обо всем об этом зрители не имеют права узнать из сериала правду? По мнению Куланова, потому, что авторы сами не знают ее. Да им это и не нужно, ведь ключевое слово для них «маркетинг».

Нужно отметить, что мнение автора разгромной статьи в большинстве случаев поддерживается телезрителями.

Наш канал молодой и нуждается в Вашей поддержке:
ставьте лайк, подписывайтесь на канал, поделитесь с друзьями и оставляйте комментарии!