Найти тему
Переулки истории

Тайные знаки Нотр-дам де Пари

Фото: REUTERS
Фото: REUTERS

15 апреля 2019 года весь мир потрясла страшная новость – пожар. Сгорел прекрасный, переживший не одно столетие собор Парижской Богоматери. Миллионы людей с замиранием сердца следили, как огонь пожирает исторические реликвии, а вместе с ним и половину души почитателей жемчужины французской столицы. Ведь это не просто собор – это место сплетения культурных и исторических линий: судьбоносные события, книги, фильмы, мультфильмы, мюзиклы, которым подпевают по всему миру – это и есть Нотр-Дам-де-Пари.

Собор Парижской Богоматери всегда было окутан множеством мифов и таинственных историй, которые волнуют умы не одного поколения, как ученых, так и простых людей.

pixabay.com
pixabay.com

История гласит, что изначально на этом месте располагалось святилище древних кельтов, меровингская базилика, каролингский собор (который, к слову, также бы перестроен после пожара), затем романский собор. Последний был полностью разрушен, а при строительстве парижского собора использовали камни и материалы прежнего строения. Можно сказать, Нотр-Дам-де-Пари построен на костях. Поэтому ничего удивительного, что вокруг него столько мистики.

Одна из легенд связана с завораживающими своим исполнением воротами собора. Сложно поверить, но этот ажурный узор, как и резные замки к ним, выполнены из кованого железа. Шедевр принадлежит кузнецу по имени Бискорне. Говорят, что когда мастер узнал о предстоящем заказе для Нотр-Дам-де-Пари, опасаясь не справится, он призвал в помощь самого дьявола. Работа была выполнена буквально за один день, и когда на утро один из священнослужителей явился проследить за ходом дела, он обнаружил кузнеца. Мастер лежал без чувств у законченной ковки. Она была прекрасна, и на то время казалось, что выполнить такую работу простому смертному просто не под силу. И как мастер это сделал, узнать не удалось. Он скоропостижно скончался, так и не раскрыв своей тайны. К тому же, после установки узоров и замков на двери, их не удавалось открыть долгое время. Только после того, как их окропили святой водой, они наконец распахнулись.

pixabay.com
pixabay.com

Еще один символ, связанный с потусторонними силами – статуи, украшающие собор. На момент строительства собора, скульптуры создавались с конкретной целью: рассказывать всем неграмотным прихожанам историю христианской религии, про грехи и гиену огненную.

Горгульи и химеры, установленные на самых высоких стенах собора, представляют из себя одно из самых жутких украшений католического храма. Горгульи появились первыми, позже рядом с ними примостились и химеры. По религиозным убеждениям того времени, нечистую силу можно было отогнать именно такими каменными изваяниями.

Самая известная из всех химер — Стрикс. Представляет собой нечто среднее между птицей и женщиной. По легендам она ночью она опускается на город, охотиться за младенцами и питается человеческими пороками.

Еще она знаменитая скульптура – Алхимик. В целом, многие скульптуры можно растолковать как отсылки к алхимическим символам, например, ворон у подножия колонн. Существует также мнение, что секрет философского камня был раскрыт именно в стенах собора Парижской Богоматери.

Еще одна не поддающаяся разгадке тайна – поражающий воображение витраж «Роза», украшающий южную стену собора. Его истинный смысл не раскрыт до сих пор, и каждая религия трактует его по-своему. Буддисты описывают его как цветок лотоса, христиане — как розу. Эзотерики рассматривают узор на стеклах как сакральную геометрию «Цветка жизни», который скрывает в себе образ творения. Невероятно, но факт – витраж совершенно не пострадал при пожаре.

pixabay.com
pixabay.com

Башни Собора Парижской Богоматери хранят в себе четыре знаменитых колокола. У каждого из них есть собственное имя в честь французских святых. Да и повесу они значительно отличаются. Самый мощный и тяжелый – Эммануэль. Располагается в правой башне и звонит крайне редко потому, что его просто невозможно раскачать. Поэтому появилось поверье, что услышать звон Эммануэль к большой удаче. По легенде во время отлива колокола, горожане бросали в него золотые и серебряные украшения, а звон его олицетворяет о щедрости и доброте парижан. Легенды также гласят, что разговорить колокол могли только те, кто не обладал необыкновенной силой. Одним из таких силачей был горбатый звонарь Квазимодо – главный герой романа Виктора Гюго. Интересно, что этот культовый персонаж, на самом деле имел реального прототипа, современника Гюго. Тогда на благо католической церкви трудился каменщиком некий угрюмый и нелюдимый горбун. Он настолько поразил воображение драматурга, что был запечатлен в романе и оставил след в мировой литературе.

И одна из самых, наверное, невероятных баек связана с подземельем собора. В катакомбы Нотр-Дам-де-Пари ведут три подземных хода. Один ведет в темницу к порочным жрицам, которые молятся о своем прощении. Второй – к невиданным сокровищам. А третий выводит прямиком к заточенному в подземелье существу по имени Немей, могущественному и ужасному, и он ждет момента, чтобы наконец выбраться из своего заточения. И как утверждают некоторые, пожар, так внезапно вспыхнувший в соборе – знамение того, что Немей сумел освободиться.

pixabay.com
pixabay.com

Миллионы людей полюбили собор, даже не побывав в нем ни разу. Все это благодаря Виктору Гюго. Он описывал собор Нотр-Дам, как «наиболее удовлетворительный краткий справочник. Оккультизма». Гюго долго работал, собирая тайны и легенды костела, и в итоге представил миру свое произведение «Собор Парижской Богоматери».

Как ни парадоксально, но строки из романа сегодня похожи на пророчество: «И вот ничего не осталось ни от таинственного слова, высеченного в стене сумрачной башни <…> исчезло со стены собора и само слово; быть может, исчезнет скоро с лица земли и сам собор».

На данный момент для спасения собора после пожара открыт сбор средств для реставрации. По последним данным всего за несколько дней удалось собрать почти 1 млрд долларов. Нотр-Дам-де-Пари спасают всем миром. И пусть его прежний истинный облик увидеть уже не удастся, хочется верить, что собор восстанет из пепла и вновь примет в своих стенах посетителей.