23 апреля на заводе "Янтарь" в Калининграде прошла церемония закладки двух больших десантных кораблей (БДК) проекта 11711. Хотя шифр проекта остался неизменным, у новых "десантников", по сравнению с предшественниками, много отличий. Подробности – в рассказе ТГД.
Проект 11711 разработан Невским ПКБ для замены десантных кораблей проекта 1171, строившихся на "Янтаре" в 1960-е годы. Некоторые из почти полутора десятков построенных БДК до сих пор находятся в строю.
Головной корабль проекта 11711 "Иван Грен" примечателен своей крайне непростой историей создания. Это один из лидеров среди "долгостроев" российского кораблестроения. Проектные работы над головным БДК проекта 11711 начались в 1997 году, закладка состоялась в декабре 2004 года, спуск воду – в мае 2012 года, сдача заказчику – в июне 2018 года.
Корабелы объясняют такие сроки постоянным изменением требований со стороны заказчика. По словам президента ОСК (куда входят Невское ПКБ и ПСЗ "Янтарь") Алексея Рахманова, проект пришлось переделывать трижды. За постоянные изменения "Иван Грен" получил в отрасли прозвище Франкенштейн.
С первым серийным (вторым по счёту) БДК проекта 11711 под названием "Пётр Моргунов" дело идёт гораздо быстрее. Корабль был заложен в июне 2015 года, спущен на воду в мае 2018 года и должен вскоре отправиться на испытания с плановой сдачей в 2019 году.
Два первых корабля проекта 11711 имеют длину 120 м, ширину – 16,5 м. Водоизмещение составляет 5000 т, максимальная скорость – 18 узлов. Автономность – 30 суток, дальность плавания – 3500 миль. БДК может перевозить 13 основных танков, 36 БТР или БМП, до 300 военнослужащих десанта. Вооружение – шестиствольные автоматические пушки калибра 30 мм.
Вскоре после сдачи "Ивана Грена" было объявлено, что Невское ПКБ проводит модернизацию проекта 11711 с учётом всех замечаний к головному БДК.
Результат этой работы был частично представлен широкой публике во время прошедшей 23 апреля церемонии закладки второго и третьего серийных БДК "Владимир Андреев" и "Василий Трушин". Хотя шифр проекта остался прежним, по крайней мере, внешне это уже другой корабль.
Многим наблюдателям сразу бросилась в глаза изменённая надстройка. У "исходного" проекта 11711 она состояла из двух частей, теперь они объединились и сдвинулись к носу корабля. В результате увеличилась площадь кормовой палубы, на которой теперь размещается не одна, а две вертолётные площадки. Внешне корабль стал похож на европейских коллег. Предполагается, что БДК будут нести ударные вертолёты Ка-52К "Катран". Как раз их планировалось использовать на вертолётоносцах Mistral.
У модернизированного проекта 11711 изменилось и водоизмещение. Как сообщил изданию Flotprom Алексей Рахманов, оно увеличилось "до 7-8 тыс. тонн".
Остальные параметры обновлённых БДК пока не раскрываются. Завод ограничивается сухой формулировкой, что технические характеристики улучшены проектантом по результатам испытаний и эксплуатации первых двух кораблей проекта 11711.
При этом корабелы "Янтаря" обещают не затягивать со сдачей обновлённых БДК. Они должны быть переданы заказчику в 2023-24 годах.
Интересно, что обновлённый БДК будет предлагаться и за рубеж. Экспортная версия десантного корабля – проект 11711Э – существовала и ранее, но спрос на неё, возможно из-за длительного строительства "Ивана Грена", был не очень активный.
У обновлённого проекта шансы на успех у зарубежных заказчиков значительно выше. По крайней мере, так рассчитывают в "Рособоронэкспорте", глава которого посетил на прошлой неделе завод "Янтарь" и заявил, что база и опыт верфи с новыми БДК будут полезны при выполнении экспортных контрактов на строительство подобных кораблей.
Понравилась статья? Подписывайтесь на канал ТГД. Недавно здесь рассказывали о фрегатах проекта 22350.