Для начала, давайте поговорим о том, откуда такая цифра. Слышали про "Стэнфордский тюремный эксперимент" (далее СТЭ) за авторством благородного учёного мужа Филиппа Зимбардо? За подробностями, при желании, можете обратиться в Гугл, но кратко расскажу суть. Зимбардо получил заказ от ВМФ США, которые были "слегка обеспокоены" тем, что в морской пехоте и в исправительных происходит много... кхм... "происшествий".
Зимбардо отобрал двадцать четыре человека из числа набранных по газете добровольцев. Все мужского пола. Все здоровые и, по тестам, психически устойчивые. По жребию группа была разделена на "охранников" и "заключённых". В этих ролях им предстояло просуществовать в течении некоторого времени. Срок чётко определён, и все участники получат по пятнадцать долларов в день. Прекрасно, не так ли?
СТЭ был бомбой. На 1976 год независимо от того, был ли человек капиталистом или коммунистом, он, скорее, верил в то, что люди, в целом, создания цивилизованные и добрые. А всё остальное - исключения "только подтверждающие правила". Повторять СТЭ никто не решался, однако, выявленные в результате эксперимента закономерности стабильно подтверждались в ходе других, куда менее жестоких и опасных экспериментов, о которых я, полагаю, упомяну в будущем. Но если вы заинтересованы, то Википедия ни от кого ничего не скрывает. И женщинам не стоит хитро улыбаться. Дальнейшие исследования показали, что повтор СТЭ с женщинами в главной роли привёл бы к не сильно отличным результатам.
Так как же так получается, что в ходе СТЭ и иных экспериментов мы получаем кучу садистов, но в реальной жизни цифры куда как ниже? Всё очень просто. Социум. На четвёртом уровне потребностей, согласно Маслоу, у человека находится нужда в социальном признании. Подробней об этом в моей статье про конфликт материального и духовного. А современное общество садизм не одобряет, вынуждая человека подавлять в себе подобные наклонности и следовать гуманистическим шаблонам поведения. В случае с СТЭ и средами, которые СТЭ имитирует (тюрьма или армия) общество становится замкнутым, а жестокость не просто не подавляется, а поощряется. Охранник вынужден быть жестоким, чтобы подчинённые его "не съели". Военный должен быть крут и брутален. А в случае с СТЭ подопытный-охранник должен был вживаться в роль.
На дворе двадцать первый век. У всех на слуху слова "абьюз" и "буллинг". Считавшаяся всего пятьдесят лет назад нормой школьная травля становится проблемой, которую общество хочет изжить, а классические для всего мира "домостроевские" методы воспитания жены стали настолько презираемы, что чаша весов склонилась в обратную сторону. В современном мире уже не женщине, а мужчине стоит опасаться того, не лишится ли он гражданских прав. Но всё это временно. Словно маятник, как это и было всегда в истории, общественное мнение качнётся в обратном направлении, и общество будет чинить то, что сломалось, когда оно чинило предыдущую проблему.
На земле более семи с половиной миллиардов человек. Без единого управления. Даже без единого мировоззрения. Даже христианские ценности разные у разных христианских течений. Это большая неорганизованная тупая толпа эгоистов, в которой каждый третий садист. Это большая толпа, в которой все друг друга тайно ненавидят, и подменяют настоящее искусство и настоящее познание слепым преклонением перед авторитетами. И при всём при этом эта тупая толпа умудряется стабильно двигаться в сторону лучшего будущего. Это ли не прекрасно?
Я горд за человечество. Легко быть милашкой и няшечкой, если ты создан быть милашечкой. Сложно быть человеком, если ты, по сути, безволосая обезьяна. То, что происходит в мире сейчас, действительно провал, если человека по своему образу и подобию создал бог. Но с точки зрения грязного дикого примата, протопавшего весь путь до современной цивилизации, это просто триумф.
Чтобы осознать этот триумф, надо не отрицать, а признать человеческое несовершенство. Осознать, насколько тупость нормальна. Нет нужды верить в магию и сверхъестественное, когда реальность столь удивительна. Впрочем, я уже распинался на эту тему в статье про интуицию. Нет смысла повторяться. Я просто горд триумфом человечества и надеюсь, что вы разделите это непопулярное мнение.