Найти тему

Строительные контракты FIDIC: мировой опыт и белорусские перспективы

Оглавление

 Начиная с 2020 года для участия в крупных строительных проектах отечественным специалистам понадобится знание стандартов FIDIC. Договоры подряда, заключаемые на базе проформ Международной федерации инженеров-консультантов, становятся все более популярными в профессиональной среде. Что неудивительно, ведь полученная в ходе работы отчетная документация позволяет всегда ясно и четко контролировать процессы строительства и их финансирования. С внедрением FIDIC белорусским компаниям станет проще реализовывать международные строительные проекты и привлекать под них международное финансирование, убеждена руководитель субпрактики строительства, адвокат бюро REVERA Анна АНИСКЕВИЧ. Как выглядят, по каким принципам формируются, из чего состоят проформы FIDIC и что необходимо сделать для массовизации этой практики в Беларуси, в материале «РСГ». 

Что такое FIDIC?

Профессиональное сообщество строителей, безусловно, всегда стремится сформировать некие единые стандарты, которые позволили бы упростить определенные процедуры, были бы более удобными в использовании и могли бы многократно применяться в различных строительных проектах. На протяжении последних шести десятилетий решением этих задач успешно занимается Международная федерация инженеров-консультантов (Federation Internationale des Ingenieurs-Counseils). Всемирно признанная организация представляет более миллиона профессионалов в 75 странах мира.

— Специалисты отрасли благодаря ясности и согласованности, существенности всех пунктов контракта, четкости формулировок и совместимости структуры любого договора из группы с другими стандартными договорами FIDIC дают их проформам высокую оценку. Все они имеют законченный вид и легко поддаются изменениям, необходимым сторонам договора, — уточняет Анна Анискевич. — Существует несколько видов контрактов (книг) FIDIC, каждый из которых для простоты распознавания и работы с ними отличается определенной цветовой маркировкой. Непосредственное отношение к проекту строительства имеют следующие из них: «Условия контракта на сооружение объектов гражданского строительства» («Красная книга»), «Условия субдоговора на сооружение объектов гражданского строительства» («Зеленая книга»), «Типовой договор между заказчиком и консультантом на оказание услуг» («Белая книга»), «Условия контракта на электромонтажные работы и работы по монтажу механического оборудования» («Желтая книга»). Две книги — «оранжевая» и «серебряная», реализуют строительство «под ключ». 

О конфликте правовых «интересов»

В белорусском законодательстве можно найти лишь одну отсылку к FIDIC. В Правилах заключения договора строительного подряда (постановление Совета министров от 15.09.1998 № 1450) говорится о том, что стандартные нормы контрактов FIDIC могут быть использованы и положены в основу взаимоотношений отечественных субъектов хозяйствования (инженеров, заказчиков, строителей и т. д), но… с учетом и поправками на белорусское законодательство. По словам эксперта, главная проблема заключается в том, что эти же Правила № 1450 очень императивны, многое в них менять нельзяК тому же фактически эти нормы уже морально устарели и требуют детальной переработки.

— Правила № 1450 существуют уже два десятка лет, и за все это время в них вносилось лишь 17 редакционных правок, при этом многие из них являются несущественными. Вместе с тем они обязательны для применения всеми участниками строительного процесса независимо от формы собственности и источников финансирования. В подобной ситуации мы видим лишь две возможности использования FIDIC. Во-первых, брать отдельные положения международных норм и включать их в наши контракты. Своеобразное заимствование позитивной практики получается. Во-вторых, полностью адаптировать проформы под белорусское законодательство. Но тогда речь идет о так называемом «псевдо FIDIC», потому как менять приходится практически все, — сетует Анна Анискевич. — Принимая во внимание поручение Правительства об адаптации до конца 2019 года белорусского законодательства к требованиям FIDIC, возникает закономерный вопрос: как же это сделать без отмены либо без существенной переработки действующих строительных норм? 

-2

В чем разница?

Стандарты FIDIC, по словам эксперта, сильно отличаются от белорусского законодательства: они предполагают другой механизм урегулирования споров, другой подход к финансированию объектов и т. д.

— Если мы говорим о том, что заключается договор по белорусскому праву, речь идет об одном документе, подписанном сторонами. К нему формируется несколько приложений, и генподрядчик приступает к строительству, — разъясняет эксперт. — По FIDIC контракт заключается на одной или трех страницах, где излагаются стороны, наименование объектов и условия, при которых контракт вступит в силу. Как правило, сюда включаются получение лицензии, оформление строительных страховок и т. п. Далее идут общие условия, те самые проформы, разработанные Международной ассоциацией инженеров-консультантов. Каждая из книг адаптирована к определенному виду строительства, поэтому все, что нужно сделать, — наложить эту форму на свой объект и пересмотреть, что вы хотели бы изменить. Особенные условия — это как раз те условия, которые адаптируют эту проформу под вашу стройку.

По словам эксперта, именно эта часть достаточно тяжелая для восприятия отечественными специалистами. Фактически это отсылочные нормы, например: «Пункт 1.3 общих условий изложить в такой редакции»; «Предложение 5 п. 4 общих условий изложить в такой редакции»… За ними следуют приложения и иные документы (в зависимости от типа строительства). Таким образом, FIDIC — это пять-десять документов, тесно взаимосвязанных между собой. 

Несогласованность существенных условий в белорусском праве с точки зрения Гражданского кодекса и судебной практики влечет за собой «незаключенность» договора. При строго формальном подходе, если хотя бы одно из существенных условий, указанных в Правилах № 1450 (а их всего десять), не согласовано, то ваш договор суд может посчитать незаключенным. Если говорить о FIDIC, то здесь достаточно обозначить объект, его цену и сроки строительства.

— Что касается цены, в разных контрактах FIDIC предусмотрены разные механизмы ее формирования. В «Красной книге» по строительству гражданских объектов этот вопрос всегда остается открытым, то есть цена приблизительная. Сколько физических объемов выполнили, столько и получили. Если берем «Серебряную книгу» для объектов «под ключ» (она максимально направлена на защиту интересов заказчиков), там указывается определенный «потолок». Есть сумма, выше которой не прыгнешь. Вопрос цены здесь может оставаться открытым, например, когда мы не знаем, выпущена ли проектная документация по объекту. В нашем законодательстве вопрос формирования цены — это императивная норма. Цена формируется методиками, предусмотренными Постановлением № 1553. Надеемся, что FIDIC с его документацией сможет решить вопрос со способами формирования цены хотя бы для частных денег, — подчеркнула Анна Анискевич. 

Еще один важный элемент существенных условий — ответственность сторон, которая по Правилам № 1450 также является императивной.

— В каких бы юрисдикциях не приходилось работать, нигде мы не сталкивались с таким большими размерами ответственности, — признается эксперт. Более того, она вводится и за промежуточные, и за конечные сроки, и за просрочку ввода объекта в эксплуатацию. Суды достаточно неоднозначно смотрят на применение неустойки, но тем не менее заказчики упорно предъявляют претензии. Как это работает? У вас есть законная неустойка (уменьшили ее в контракте или не уменьшили, она все равно будет считаться по минимальному пороговому значению, предусмотренному в Правилах № 1450), с которой и обращаетесь в суд. С учетом фактических оснований, взаимоотношений сторон, реализации проекта, руководствуясь ст. 314 Гражданского кодекса Республики Беларусь, судья имеет право снизить планку. Предугадать, насколько эта цифра изменится, невозможно: бывает меньше и на 50, и на 70 и даже на 5 %.

В FIDIC, акцентирует Анна Анискевич, есть возможность варьировать вопрос штрафных санкций. Зачастую определенных показателей неустойки в самих контрактах нет. Так как требования Международной ассоциации инженеров-консультантов писались на основе английского права, здесь появляется новая для белорусского строительного рынка терминология «заранее оцененные убытки», то есть сторона просчитывает, сколько она может потерять в той или иной ситуации.

Определенная конфронтация в белорусском законодательстве и требованиях FIDIC возникает и по вопросам статуса инженера. Если говорить о FIDIC, то это ключевая фигура во всех международных контрактах. С одной стороны, он исполняет функции технического контролера (не надо путать с нашим техническим надзором, в этом случае его функции гораздо шире) и представляет функции заказчика. А с другой — обладает полномочиями некой независимой стороны, способной разрешать спорные ситуации. У нас же все с точностью наоборот: прав у инженера гораздо меньше, да и с обязанностями возникает много вопросов. 

— Еще один из краеугольных камней, где наши нормы серьезно расходятся, — это разрешение споров. С точки зрения белорусского права есть определенный претензионный порядок, а после этого прямая дорога в суд. В FIDIC (если стороны договариваются об этом) существует двухзвенная система разрешения проблемных ситуаций. Во-первых, есть специальный орган — совет инженеров (в него входит от одного до трех экспертов), который разбирает каждую спорную ситуацию в рамках стройки как независимая сторона. Чаще всего точку в споре ставит именно эта структура. По мировой статистике только 20 % разрешенных таким образом ситуаций потом оказываются в суде. Мы же, к сожалению, пока не научились разрешать конфликты подобным способом, — констатирует руководитель субпрактики строительства. 

По словам эксперта, официальной статистики по применению контрактов FIDIC в Беларуси не ведется. Однако примеры проектов, реализуемых по новым стандартам даже без изменений и адаптации к белорусскому праву, уже есть. Что немаловажно, стороны достаточно успешно разбираются между собой, и это главное.

Елена КУНАХОВЕЦ