Все мы еще с пеленок наслышаны о загадочной широте русской души. Издавна русскому народу приписывались доброта и щедрость, смекалка и изобретательность. А за последнее столетие не без участия массовой политической пропаганды к русским прилипла еще одна черта: во всех бедах и невзгодах, выпадающих на долю необъятной страны, винить американцев и, разумеется, Госдеп.
Я не собираюсь надевать на голову шапочку из фольги и придерживаться теории мирового заговора. Но не рассказать о том, как Госдеп на самом деле внес свою лепту в архитектурные особенности советской Москвы, было бы непростительным невежеством с моей стороны.
А поведать я собираюсь о памятнике основателя нынешней столицы, который сегодня гордо восседает на своем коне, осматривая простой люд свысока на Тверской площади.
Началось все с того, что в самый разгар второй мировой войны, в Союз приехал с визитом американский дипломат. В те годы США и СССР - союзники. Потому для закрепления дружественных отношений поход в Третьяковку стал отличным решением. Особое внимание американский посол уделил миниатюрной скульптуре Сергея Орлова, иллюстрировавшую сражение Ивана-Царевича с нечистью.
Аллегория для 1943 года более чем понятна и не требует дополнительных объяснений. Советская власть решила презентовать это творение американскому посольству в Москве. И все бы хорошо, только сам скульптор выразил свое возражение о передаче скульптуры вне зависимости от политических мотивов.
Там, где это было надо, патриотизм Орлова оценили по достоинству, но и от своих планов отказываться не стали. А чтобы все были довольны в 1946 году решили устроить конкурс на памятник Юрию Долгорукому, тому самому, что город заложил, который занял бы свое место на Тверской площади.
Это место на протяжении всей истории претерпевало немало радикальных перемен, однако подробнее о Тверской я расскажу тебе как-нибудь в другой раз. А сегодня о памятнике Долгорукому, к которому, как выясняется, приложили руку и пресловутые американцы.
Среди участников были две интересных личности: Вера Мухина, уже прославившаяся, как автор "Рабочего и Колхозницы" на ВДНХ, и, кто бы мог подумать, вышеупомянутый Сергей Орлов.
К всеобщему удивлению, за ним и было последнее слово. Орлов ранее малоузнаваемый скульптор миниатюрист вдруг приобрел огромную популярность и известность всесоюзных масштабов. Однако возведенный памятник широкоплечего князя вызвал кране противоречивые эмоции у горожан.
Знаменитый советский писатель и журналист Илья Эренбург, которому посчастливилось жить в доме на Тверской площади высказывался так:
Я видел скульптуры Фидия и каждое утро вижу скульптуру Долгорукого. Если это прогресс, то я готов выброситься из окна.
В годы оттепели Хрущев собрался снять с пьедестала Долгорукова, но не успел. Его самого с должности сняли быстрее, а на замену пришли консерваторы. Именно благодаря этому случайному стечению обстоятельств мы до сих пор можем лицезреть великого князя-основателя на Тверской.
К слову, принадлежность Юрия Долгорукова к русскому народу - тоже спорное суждение. Существует версия, согласно которой в жилах основателя течет в том числе и английская кровь. Однако это уже совсем другая история.
Если ты дочитал статью до конца, то поставь лайк и напиши свое мнение о памятнике и его истории в комментариях.
А также подписывайся на канал Тайные закоулки Москвы, чтобы следить за выходом новых, не менее интересных статей.