Как выстроить преемственность в работе дошкольной образовательной организации и начальной школы в микро- и макросоциуме. Личный опыт педагога.
Проблема преемственности между детским садом и начальной школой в рамках оптимизации особенно актуальна с точки зрения адаптации ребенка к школе и развития родительской компетентности.
Рассматривая данную проблему, необходимо выполнить следующие действия:
- изучить нормативно-правовую базу;
- разработать программу развития образовательной организации;
- разработать план партнерского взаимодействия со школами района;
- наладить социокультурные связи.
Перед началом учебного года составляем план-проект совместной деятельности на учебный год. Обозначаем цель взаимодействия, средства обеспечения преемственности, утверждаем план совместной работы. Причем составление данного плана осуществляется в конце учебного года, и запланированные в нем мероприятия включаются в образовательную программу на следующий учебный год.
Все мероприятия планируются с учетом особенностей детей, с которыми необходимо познакомить педагогов школы посредством ИОМ (индивидуального образовательного маршрута). Он составляется на детей с ОВЗ в течение всего времени пребывания в дошкольных группах, а также учитывает портрет выпускника.
В начале учебного года рекомендуется провести следующую работу: школы, где учатся выпускники дошкольных групп, посещают специалисты детского сада (педагог-психолог и учитель-логопед) с целью взаимодействия и опроса учителей, родителей и детей, в ходе которого выявляются особенности адаптации ребенка, сформированность предпосылок учебной деятельности. На основе анализа полученных данных вносятся изменения в планирование работы дошкольных групп. Таким образом, работа с воспитанниками подготовительных групп строится с учетом выявленных трудностей.
Работа по обеспечению преемственности должна быть направлена на всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей
Одной из форм партнерского взаимодействия с родителями является дистанционное общение посредством сайта образовательной организации, где есть разделы «Отзывы об учреждении», «Обращение к руководителю», где все желающие могут оставить свои пожелания, предложения по любым вопросам работы образовательной организации. Кроме того, всем специалистам и администрации дошкольных групп важно регулярно общаться с родителями по электронной почте. Это экономит время педагогов и родителей, дает возможность оперативно решать текущие вопросы. Кроме того, конечно же, никто не отменяет такие общепринятые формы взаимодействия с родителями (законными представителями), как:
- групповые родительские собрания. Как показывает практика, они позволяют конкретизировать общие проблемы, уделить внимание, например, диагностическим методикам определения готовности ребенка к школе. Воспитатели представляют результаты проводимой работы с детьми, демонстрируют достижения воспитанников, организуя выставки детских работ, концертные программы и т. д.;
- консультации педагогов-специалистов (педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог и т. д.);
- семинары, в том числе и семинары-практикумы, где родители могут получить некий готовый «продукт»;
- открытые просмотры непрерывной образовательной деятельности, в ходе которых родители в реалиях видят результаты, достигнутые их детьми;
- совместные праздники и досуг.
Развитие родительской компетентности – важная составляющая в решении проблемы преемственности
Родительскую компетентность можно развивать следующим образом:
- организовывать поддержку в реальной и дистанционной формах. В последнем случае очень результативна работа педагога-психолога. Как показала практика, не все родители могут обсудить возникающие проблемы с глазу на глаз, а дистанционная форма предоставляет для этого прекрасную возможность;
- обсуждать проблемы совместно, в кругу других родителей;
- давать информацию через инфостенды различной тематики, включая и ответы на те вопросы, которые интересны родителям (по результатам опроса);
- привлекать родительскую общественность к участию в жизни дошкольных групп. Прекрасно проходит цикл проектов «Встречи с интересными людьми», в ходе которых родители знакомят детей с познавательным материалом, делятся идеями (о своей профессии, о путешествиях и т. д.). Дети с огромным удовольствием ждут этих встреч.
Это ведет к более тесному взаимодействию родителей и образовательной организации, к доверительности и открытости образовательного процесса.
Наиболее важным моментом в партнерском взаимодействии является организация и проведение в октябре и в апреле акции «Неделя первоклассника»:
- учителя 1-х классов проводят открытые уроки для педагогов дошкольных групп. Появляется возможность увидеть своих детей в учебном процессе, их активность на уроке, особенности восприятия учебного материала, поведение;
- школы организовывают экскурсии. Огромный интерес вызывает посещение спортивного зала, столовой, библиотеки, где они читают стихи, вспоминают знакомые литературные произведения. Экскурсия – это возможность пообщаться с детьми, которые раньше посещали дошкольные группы, побеседовать с ними, послушать их рассказы о школе. Такие встречи дают возможность легче пройти школьную адаптацию и вселяют в будущего школьника уверенность в своих силах;
- к примеру, посещение музея боевой славы одной из школ в преддверии 23 Февраля и 9 Мая – решение задачи нравственно-патриотического воспитания. Дети очень внимательно слушают экскурсоводов-учеников, задают много вопросов. В роли экскурсоводов часто выступают бывшие выпускники этого же детского сада. Это очень приятно!
Положительную результативность приносят ежегодные приглашения педагогов-психологов, учителей-логопедов школ и учителей начальных классов на заседания родительских клубов или круглые столы в дошкольных группах для знакомства с родителями. Педагоги отвечают на вопросы родителей, рассказывают о школьных программах, об особенностях школ. Родители также могут получить индивидуальные консультации педагогов школ по интересующим вопросам.
В результате создается особая форма общения с родителями, детьми, педагогами, выстроенная на основе единой линии развития ребенка. Все это позволяет родителям определиться с выбором школы, пока их ребенок еще находится в дошкольной группе. Происходит снижение тревожности родителей.
В подготовительной группе необходимо провести анкетирование родителей будущих первоклассников. Цель анкетирования – выявление ожиданий родителей от школы, понимание возможностей своего ребенка. Например, анкета содержит такой вопрос: «Каковы ваши ожидания от школы?» и даются варианты ответов: «Мой ребенок будет учиться на отлично», «Ребенок-хорошист», «Вытянет на 3», «Беспросветный двоечник», «Найдет новых друзей», «Меньше встречаешься с учителем – крепче спишь» и др.
Это позволяет педагогам дошкольных групп скорректировать свою работу и при необходимости внести изменения в содержание запланированных мероприятий по преемственности.
Практика показывает, что положительные результаты адаптации детей к школе и учебе есть там, где налажены тесные контакты учителей школы, воспитателей и специалистов дошкольных групп, организован обмен опытом. Очень результативно проходит акция «Письма в школу», в ходе которой воспитанники старших групп пишут свои вопросы на любую тематику учащимся начальной школы. Через некоторое время приходят конверты из школы, дети с удовольствием их вскрывают и получают ответы на все поставленные вопросы. Это очень здорово!
Важную роль в сотрудничестве имеет партнерское взаимодействие не только с общеобразовательными школами, но и с организациями дополнительного образования. Так, например, в рамках реализации проекта департамента образования «Классическая музыка в детском саду» учащиеся начальной школы и воспитанники дошкольных групп могут не только участвовать в концертной деятельности друг друга, но и имеют возможность познакомиться с разными музыкальными инструментами, получить новые впечатления. Музыкальные концерты производят на дошкольников яркое впечатление, активизируют интерес к музыкальному искусству, стимулируют творческую деятельность.
Партнерами дошкольных групп в социокультурной среде могут являться также совет ветеранов, военная часть. Дети с огромным удовольствием ждут таких гостей, готовят праздничное выступление, сюрпризы, не говоря уже о том, какую роль играют эти встречи в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Детская библиотека, спортивная школа и другие социокультурные организации вносят неоценимый вклад в повышение уровня социальной адаптации дошкольников, в том числе и к школе.
Работая по программе преемственности, понимаешь, что она невозможна без социокультурного взаимодействия
Мы, конечно, понимаем, что реализация преемственности дошкольного и начального образования – одна из сложнейших и до конца не решенных проблем общего образования. На протяжении многих лет она обсуждается учеными, специалистами в области образования, педагогами, родителями. Неслучайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования.
Необходимость реализации программы преемственности дошкольных групп и школы в рамках оптимизации образовательных организаций в новые образовательные комплексы является значимой и очень важной. Как говорил В. А. Сухомлинский, «от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям».
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.