Известно что расследования уголовных дел могут осуществляться следователями или дознавателями. А знаете ли вы в чём между ними различия?
В этой статье я постараюсь ответить на данный вопрос, а также расскажу причем здесь прокуратура.
Итак, УПК предусматривает две формы предварительного расследования уголовных дел: предварительное следствие (для простоты буду называть "следствие") и дознание. По форме они очень похожи: расследование в обоих случаях подчинено одной и той же логике, совершаются аналогичные следственные действия, выносятся практически одинаковые постановления.
Однако дознание иногда считается упрощённой формой следствия. Это проявляется в следующих аспектах:
1. Сроки. По закону срок следствия составляет 2 месяца, срок дознания - 30 суток. Они могут продлеваться. Существует разновидность дознания - сокращённая форма. В данной форме дознание осуществляется при признании жуликом своей вины, а также заявления соответствующего ходатайства, при этом оно должно быть завершено в течение 15 суток с момента вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме.
Предварительное следствие оканчивается составлением обвинительного заключения, которое проверяется прокуратурой максимум десять суток и затем направляется в суд (или возвращается следователю). Дознание заканчивается составлением обвинительного акта, который проверяется прокурором в течение двух суток, сокращенная форма — обвинительным постановлением, которое проверяется трое суток. Все эти документы похожи и имеют практически одинаковую структуру.
2. Составы. Дознание осуществляется по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести. Их перечень определен в УПК. В основном это бытовые преступления типа угрозы убийством, неуплаты алиментов и прочего. По остальным преступлениям осуществляется предварительное следствие.
3. Органы. Дознание осуществляют дознаватели следующих органов: МВД (полиции), ФСБ (пограничники), службы судебных приставов, МЧС (пожнадзор), таможенной службы и даже иногда следователи следственного комитета (по преступлениям, совершенным должностными лицами и в отношении должностных лиц). Следствие производится следователями только трех структур: СК, ФСБ и МВД.
Я перечислил лишь косметические различия этих двух форм расследования. Однако существует наиболее важная и существенная категория, по которой проводится граница между следстием и дознанием - так называемая процессуальная самостоятельность следователя и зависимость дознавателя от прокурора.
В чём же это проявляется?
Прокурор продлевает сроки предварительных проверок, которые проводят дознаватели, а также сроки дознания. В следствии всё это делает руководитель следственного органа. Последний также вправе отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. В дознании это может сделать только прокурор.
Прекращение уголовного дела дознавателем требует утверждения его прокурором. Прокурор вправе давать дознавателю различные поручения, в том числе передать любое уголовное дела небольшой или средней тяжести для расследования. Кроме того прокурор вправе изымать у дознавателя любое уголовное дело и передавать его в следственные органы для производства предварительного следствия.
Таким образом, как видно из статьи, следователь является более процессуально самостоятельной и независимой фигурой, тогда как действия дознавателя гораздо тщательнее контролируются прокурором на всех этапах расследования.
Добавлю, что в ряде стран такой процессуальной единицы как следователь не существует вообще. В таком раскладе есть свои плюсы и минусы, но это уже тема для совсем другого поста.
Телеграм канал Анонимный прокурор
Силовой Блок Замкадья - агрегатор силовых телеграм каналов