Однажды он придет – день, когда остановится сердце в нашей груди и часы в нашем доме. Мир, каким мы его знали, перестанет существовать для нас, а мы для него. Что же там, за последним порогом? Что произойдет с нами, а мы уже этого не увидим, не почувствуем, не узнаем?
Первые часы
Итак, сердце остановилось.
Поскольку оно больше не может качать кровь, та густеет и постепенно под воздействием силы тяжести скапливается внизу тела. Кожные покровы бледнеют – капилляры опустевают. В тех же местах, где происходит скопление крови, образуются синюшные пятна.
Кровь больше не несет кислород во внутренние органы, и они постепенно начинают отмирать. Первыми сдаются клетки мозга, которые отключаются примерно через полминуты после остановки сердца. Нейронные связи рвутся, происходит колоссальный (в масштабах нашего тела)выброс электричества. Этот последний импульс рисует в угасающем мозгу картины тоннеля, галлюцинации, заставляет «вспомнить» всю жизнь. Но сознание в большинстве случаев уже отсутствует.
Тело теряет тепло (примерно по 0,80 в час) и постепенно приспосабливается к комнатной температуре.
Из-за снижения в организме уровня кислоты аденозинтрифосфата начинается трупное окоченение. Сперва оно захватывает веки и шею, затем распространяется дальше по всему телу. Это не насосвсем, когда в дело вступят бактерии и запустятся процессы разложения, все пройдет.
Из-за того, что мышцы перестали сокращаться, лицо выглядит моложе, морщины разглаживаются. Кожа теряет влагу и сжимается – на этом фоне может показаться, что у мертвого растут волосы и ногти. Но это иллюзия.
Тело умирает постепенно. Сердце остается жизнеспособным и пригодным к пересадке еще 36 часов, роговица глаза – 72. Слуховой нерв «живет» трое суток. Покойник фактически все слышит, но интерпретировать сигналы не в состоянии.
Вторые-третьи сутки
Поскольку иммунитет «выключается», начинается пир бактерий и грибков. Разложение – это их работа. Первым под их натиском падет кишечник – гнилостные процессы там наиболее быстрые.
Из-за воздействия бактерий в организме скапливаются газы. Тело еще в состоянии окоченения, но внутри все бурлит. Отсюда – пугающие звуки, которые издают мертвые тела.
В свою очередь газы ищут выход. И находят их в физиологических отверстиях, выталкивая наружу жидкости. Под их воздействием поднимается кожа и отделяется от остальной плоти.
Впрочем, по большей части живые этого уже не видят, поскольку тело предается земле.
Первый год
Каким бы плотным ни был гроб, к телу получают доступ насекомые. Они помогают исчезнуть плоти, которая после окончания трупного окоченения, на третьи-четвертые сутки становится губчатой. Протеины уже разложились, ткани утратили плотность. Гравитация тянет их вниз, обнажая ребра и лицевую часть черепа.
Через год в земле остаются лишь кости, прикрытые нашим последним нарядом.
Со временем истлевает и он, при том, что гроб может остаться полностью целым. В зависимости от климата, наличия грунтовых вод, суровости зим и дождливости межсезонья, процессы могут растягиваться или, напротив, ускоряться.
Кости остаются в целости еще очень долго – вполне сохранные останки находят спустя 100, 300, 600 и даже несколько тысяч лет после смерти.