Найти тему
Adept. Образование

Школа будущего – «МЭШ» или что-то другое?

Век информации требует своевременных решений во всех сферах жизни. Касается это и школы. Не секрет, что многое в нашей школьной системе далеко от идеала. Возникает вопрос о перспективах среднего образования в России. И если школа развивается вместе с окружающим миром – то, чему она будет учить завтра?

Более двадцати лет российская школа меняется, ориентируясь на общемировые тренды, Болонскую образовательную систему и т.д. Но по итогам изменений, качество государственного образования не становится лучше. Доказательство этому – активное развитие альтернативных образовательных проектов: частных школ, он-лайн репетиторов, курсов и др. В обществе явно назрел вопрос о переменах в школе.

Однако развитие школы идет не по пути ответов на запросы учеников или их родителей. Основным трендом стала цифровизация школывнедрение проекта МЭШ (Московская электронная школа). В систему уже включили 1360 школ в Москве, а в перспективе предполагается распространение проекта на всю страну. Сторонники программы уверяют, что она приносит пользу:

«Только представьте: теперь все учебники умещаются в планшете, а школьный рюкзак стал гораздо легче! Так что смело можно сказать: долой тяжелые и перегруженные портфели, даёшь правильную осанку!»

-2

Есть у проекта и противники, говорящие о том, что МЭШ является пилотным проектом, не имеющим ни подробных экспертных отчетов, ни положительной оценки применения по итогам его внедрения. Они обращают внимание на то, что уроки в МЭШ строятся на электронных презентациях, имеющих клиповый характер, и гаджетах, что в корне меняет систему образования и вызывает резонные опасения родителей.

Об опасности частого использования смартфонов говорят специалисты:

«Профессор психологии в государственном университете Сан-Диего обнаружил в 2017 году, что ученики 8-го класса, которые проводят в социальных сетях более 10 часов в неделю, на 56% чаще называют себя несчастными, чем те, кто уделяет меньше времени своим гаджетам. Кроме того, подростки, которые проводят 5 или более часов в день в своих устройствах, на 71% чаще демонстрируют фактор риска самоубийства».

Нет ответа и на вопрос – что будет делать современный школьник, если вдруг окажется без гаджета под рукой? Ведь в жизни требуется не уверенное пользование смартфоном, а задача школы состоит не только в передаче ученику определенного набора знаний. Вопрос воспитания в «электронной школе» и вовсе исчезает – в будущем педагогов заменят «технологи МЭШ», а сценарии уроков (контент) уже сейчас может разрабатывать каждый!

-3

МЭШ не поясняет, какой объём знаний и навыков должна давать базовая программа, а какой – дополнительные курсы, что нужно изучать в школе, а что ученик может узнать самостоятельно. Не ясно и зачем нужна «электронная школа», если способ получения информации он-лайн доступен каждому пользователю, не выходя из дома? Не известен и автор проекта МЭШ, хотя этот вопрос не раз задавался публично.

Тезис о том, что МЭШ «успешно использует лучшие мировые практики» также не соответствует действительности. Так, в школах Калифорнии вводят запрет на использование смартфонов, связывая это с результатами научных исследований, а в Нью-Йорке «Дeпapтaмeнт oбpaзoвaния peкoмeндoвaл шкoлaм ввecти уpoки cкopoпиcи в тpeтьeм и чeтвepтoм клacce нaчaльнoй шкoлы». Речь идёт о возврате к урокам каллиграфии и чистописания вопреки распространенному мнению о том, что такой метод обучения устарел!

Отметим, что «множество работников Силиконовой долины, предпочитают, чтобы их дети обучались в школах, где не используют IT-технологии. По их мнению, гаджеты не дают нормально развиваться творческому потенциалу детей и препятствуют обретению ими коммуникативных навыков. Они уверены, что овладеть компьютером просто и дети всегда смогут сделать это позже. А вот слишком раннее погружение в мир технологий может привести к зависимости и осложнить жизнь в дальнейшем».

-4

Чем же станет МЭШ – шагом в будущее или финалом развала традиционной российской школы? Вот мнение директора Московского центра образования «Царицыно» Ефима Рачевского:

«Фигуру учителя, его личность, никогда не заменит технический контент. Проблема ещё в том, что это контент низкого качества! Я видел эти материалы. Их давать нельзя. К тому же школа лишится одной из главных своих функций – воспитательной. На мой взгляд, проект под названием «МЭШ» на сегодня не готов».

Сторонники традиционной школы говорят, что «Задача идеальной школы не просто передача знаний. Хотя бы потому, что знания устаревают, и либо их через 5−10 лет уже не хватит, либо они будут не востребованы. Многие считают, что школа должна научить учиться… Задача школы – воспитывать созидателей, которые осознают полноту своей ответственности, умеют развиваться и взаимодействовать с другими».

Какой же может стать школа будущего? Есть ли надежда, что она сохранит традиционную систему передачи знаний и при этом начнёт давать навыки, применимые в жизни? Научит легко общаться, самостоятельно добывать информацию, критически мыслить и стремиться к самосовершенствованию, будет прививать моральные нормы и чувство прекрасного. Будет это или нет, зависит от каждого из нас. В следующих статьях мы поговорим на эти темы.