Иван Грозный был, как это принято сейчас говорить, «меломаном». Пожалуй, самым страстным любителем музыки в XVI веке. Собрав в «Александровской слободе» лучших распевщиков, способных сочинять церковные гимны, он фактически создал первую русскую «консерваторию».
Сейчас лишь небольшой круг лиц, состоящий в основном из специалистов, знают о той музыке, которую слушал первый русский царь. Конечно, речь идет о музыке церковной. Ее исследователи открыли только в начале прошлого столетия, но широкого распространения она не получила даже на церковных службах. Причина, по мнению историков музыки, здесь кроется в том, что древнерусские песнопения были как культовыми, так и медитативными. Они побуждали к прорыву вверх, к Богу, в бытие духовное, оставляя за пределами храма все суетное и мирское.
Считается, что церковная музыка пришла к нам из Византии. Но отечественные песнопения ее не повторяют. Безвестные распевщики и те, чьи имена сохранила история (Савва и Василий Роговы, Федор Крестьянин, Иван Нос, Стефан Голыш), создали неповторимый национальный музыкальный стиль, отличающийся прежде всего собственным ритмом.
В практике церковных песнопений долгое время бытовала устная традиция. Лишь в XV-XVI веках они начали записываться особыми знаками - «знАменами» (или «крюками»).
Своего расцвета одноголосый знаменный распев достиг к середине XVI века. У одного и того же песнопения возникает множество мелодических вариантов. Это расширило певческий репертуар. Появился демественный распев, когда регент пел стихи, а хор исполнял припевы. Он отличался великолепием, пышностью, обильными голосовыми украшениями. Для исполнения такой музыки необходимо было обладать высокой музыкальной культурой и вокальной техникой.
Появляется «большой распев». Его отличают широкая внутрислоговая распевность (когда долго тянутся гласные звуки) и свободная изменчивость мелодического рисунка. Мастером «большого распева» был Федор Христианин, творивший в Александровой слободе.
Во второй половине XVI века было создано троестрочное пение: три голоса фиксировались по строкам разными цветами (красным и черным). Главным голосом был средний. Он обрамлялся «верхом» и «низом».
Изначально считалось, что одноголосие сродни бестелесности, ангелоподобности, а многоголосие связывалось с реальностью, телесностью. Но в троестрочном пении была заложена идея учения о Святой Троице, поэтому оно не считалось отступлением от одноголосной традиции.
О том, какую музыку сочинял сам Иван IV, "деспот российский", мы поговорим завтра.
Вы читаете канал музея-заповедника «Александровская слобода», известного как #МузейИванаГрозного.
Александровский кремль – это не просто точка на географической карте. Это – уникальный дворцово-храмовый ансамбль XVI в., в котором размещалась резиденция первого русского царя, на 17 лет (1564-1581) ставшая столицей России. Кровавые события опричнины и борьба за объединения русских земель, зарождение книгопечатания и тайна смерти царевича Ивана, судьба исчезнувшей царской Либерии и семейные драмы Ивана Грозного – все это «Александровская Слобода» с ее белокаменными дворцовыми палатами, Домовым храмом Ивана IV, многочисленными историческими и художественными выставками. Ноу-хау музея – разнообразные анимационные программы и творческие экскурсии-занятия, на которых каждый посетитель становится участником действа и которые пользуются огромным успехом у российских и иностранных туристов.