Найти тему

Какую музыку слушал Иван Грозный. Когда вас спросят дети. Шпаргалка для родителей.

Кадр из фильма "Иван Грозный". Режиссер С. Эйзенштейн.
Кадр из фильма "Иван Грозный". Режиссер С. Эйзенштейн.

Иван Грозный был, как это принято сейчас говорить, «меломаном». Пожалуй, самым страстным любителем музыки в XVI веке. Собрав в «Александровской слободе» лучших распевщиков, способных сочинять церковные гимны, он фактически создал первую русскую «консерваторию».

Сейчас лишь небольшой круг лиц, состоящий в основном из специалистов, знают о той музыке, которую слушал первый русский царь. Конечно, речь идет о музыке церковной. Ее исследователи открыли только в начале прошлого столетия, но широкого распространения она не получила даже на церковных службах. Причина, по мнению историков музыки, здесь кроется в том, что древнерусские песнопения были как культовыми, так и медитативными. Они побуждали к прорыву вверх, к Богу, в бытие духовное, оставляя за пределами храма все суетное и мирское.

Считается, что церковная музыка пришла к нам из Византии. Но отечественные песнопения ее не повторяют. Безвестные распевщики и те, чьи имена сохранила история (Савва и Василий Роговы, Федор Крестьянин, Иван Нос, Стефан Голыш), создали неповторимый национальный музыкальный стиль, отличающийся прежде всего собственным ритмом.

В практике церковных песнопений долгое время бытовала устная традиция. Лишь в XV-XVI веках они начали записываться особыми знаками - «знАменами» (или «крюками»).

Своего расцвета одноголосый знаменный распев достиг к середине XVI века. У одного и того же песнопения возникает множество мелодических вариантов. Это расширило певческий репертуар. Появился демественный распев, когда регент пел стихи, а хор исполнял припевы. Он отличался великолепием, пышностью, обильными голосовыми украшениями. Для исполнения такой музыки необходимо было обладать высокой музыкальной культурой и вокальной техникой.

Появляется «большой распев». Его отличают широкая внутрислоговая распевность (когда долго тянутся гласные звуки) и свободная изменчивость мелодического рисунка. Мастером «большого распева» был Федор Христианин, творивший в Александровой слободе.

. Стихиры Федора Крестьянина из крюкового рукописного сборника XVI в. (копия). Экспонируется на экспозиции "Государев двор" музея-заповедника "Александровская слобода"
. Стихиры Федора Крестьянина из крюкового рукописного сборника XVI в. (копия). Экспонируется на экспозиции "Государев двор" музея-заповедника "Александровская слобода"

Во второй половине XVI века было создано троестрочное пение: три голоса фиксировались по строкам разными цветами (красным и черным). Главным голосом был средний. Он обрамлялся «верхом» и «низом».

Изначально считалось, что одноголосие сродни бестелесности, ангелоподобности, а многоголосие связывалось с реальностью, телесностью. Но в троестрочном пении была заложена идея учения о Святой Троице, поэтому оно не считалось отступлением от одноголосной традиции.

О том, какую музыку сочинял сам Иван IV, "деспот российский", мы поговорим завтра.

Вы читаете канал музея-заповедника «Александровская слобода», известного как #МузейИванаГрозного.

Александровский кремль – это не просто точка на географической карте. Это – уникальный дворцово-храмовый ансамбль XVI в., в котором размещалась резиденция первого русского царя, на 17 лет (1564-1581) ставшая столицей России. Кровавые события опричнины и борьба за объединения русских земель, зарождение книгопечатания и тайна смерти царевича Ивана, судьба исчезнувшей царской Либерии и семейные драмы Ивана Грозного – все это «Александровская Слобода» с ее белокаменными дворцовыми палатами, Домовым храмом Ивана IV, многочисленными историческими и художественными выставками. Ноу-хау музея – разнообразные анимационные программы и творческие экскурсии-занятия, на которых каждый посетитель становится участником действа и которые пользуются огромным успехом у российских и иностранных туристов.