Я знаю, сейчас многие скажут — как это ребенок вас бьет? А проблема-то есть у многих, оказывается. И речь идет не о подросших нелюдях, которые лупят престарелых родителей, я о детях. Если взрослый сын или дочь (да даже не взрослый, а подросток) распускают руки, то…поздно пить боржоми. Печень не только отвалилась, но уже и разложилась, там, простите, никакие увещевание и прочие воспитательные метода не помогут.
Доводилось сталкиваться с такими людьми в жизни. Никаких тормозов или моральных табу. Причем не все эти люди были алкоголиками и наркоманами, далеко не все. Многие — просто избалованными в детстве.не мажорами, нет, агрессорами, скорее? Привыкшими получать все, даже с помощью кулаков.
Это только кажется, что если ваш ребенок лупит другого, пытаясь отнять у того игрушку, он никогда не поднимет кулак на вас. Есть немалый шанс того, что вырастет, потребует игрушку для взрослого мальчика или девочки, а вы откажете (или не сможете ее предоставить) и вот, прилетит.
Я как-то общался с психологом, тот сказал, что драки происходят из-за неумения другими путями снять эмоциональное напряжение. Что ж, наверное, он прав.
А из опыта — каждый из нас знает, раки происходят еще из-за того, что зачинщик не боится получить отпор — это раз, и чувствует себя безнаказанным — это два. И да, все это закладывается в детстве — когда ему родители советую бить кого-то, чуть что не по ним. Или не советуют, но зарывают глаза на агрессию своего ребенка по отношению к окружающим.
Потому как защищаться — одно, а вот нападать — другое.
— Надо растить хищника, только такие выживают в нашем мире, — говорят (да и тут пишут в комментариях) многие.
Кому как, кому как. Как по мне — лучше уж растить человека, который может за себя постоять. А если вырастили хищника и он начал нападать на вас — то выход один, дистанцироваться от него. От взрослого.
И лучше с привычкой распускать кулаки справиться в детстве.
Она, кстати, есть у каждого ребенка. Пусть это звучит ненаучно, но…мне иногда кажется, что напасть, чтобы отомстить за обиду, у человека заложено в инстинктах. А вот справить с обидой или с желанием напасть, установить некие границы, моральные табу, что этого делать нельзя — уже дело воспитания.
Младенцы (от годика, наверное, и старше) очень часто почем зря лупят всех окружающих. Чуть что не по нему — получай, взрослый (или ребенок) изо всех слабеньких пока малышовских сил.
И вот парадокс — если такое начинается, сдачи ему давать нельзя. Ну, так говорят психологи. А прекращать агрессию — надо. Потому как если дать сдачи, у ребенка мысли начнут работать в том направлении, что нельзя нападать на того кто сильнее (ага, значит на слабых — можно!), а если не прекратить — то он решит, что агрессия — вполне нормально.
Те же психологи советуют — если ребенок бьет окружающих со злостью и обидой (то есть эмоционально заряжен), то надо проанализировать ситуации, которые вызывают у него злость и обиду, постараться их обходить или выходить из них без эмоционального накала. А это разговоры, игры-отвлекалки, еще больше любви и нежности.
Они же разрешают, если ребенок бьет вас или кого-то, перехватить его ручки, и объяснить, что человеку — больно. Можно даже чтобы жертва детского насилия демонстративно заплакала (это вызовет у ребенка жалость и угрызения зачатков совести).
Но это хорошо только с младенцами. С возрастом постарше — только к психологу, искать причины и прорабатывать их. И заодно -учить ребенка сбрасывать эмоциональное напряжение без кулаков. Может быть, в спортивных играх. Может быть, в других активных занятиях.
Вы знаете, есть приятель, который до сих пор чуть что — хватается за лопату. Ну, ему можно, он за городом живет. Говорит — в детстве так научили. Когда хочешь уничтожить весь мир — иди и вскопай пару грядок. Цветники вокруг дома у них благодаря этому красивенные. Наверное, уничтожить весь мир часто собирается — а выходит только на пользу.
Зы. Вот еще случай… там ребенок не дрался, там он — кусался. Развлекался так. Тянется, вроде поцеловать, а когда человек расслабится, тяпнет его изо всех сил. И смеется. Год с небольшим мальчишке было. Издевался надо всеми, пока в один прекрасный лень не довел старшую сестру (лет двенадцать той было) и она его не укусила в ответ. Да так, что синяк остался. Вы знаете, ору было много (со стороны хулигана). А кусаться с тех пор он перестал…