Найти в Дзене

Узнай с каких аппаратов управляют движением поездов

Железнодорожный транспорт сложная организационная структура. Не менее сложный процесс управления движением.

Для возможности дистанционного управления стрелками и светофорами служит электрическая централизация.

Схема принципов управления путевыми объектами на станции
Схема принципов управления путевыми объектами на станции

С помощью схемных решений и использования аппаратуры первого класса надежности обеспечивается требуемый уровень безопасности движения.

Аппаратами управления в электрической централизации являются:

- пульт-стативы;

- пульт-табло;

- выносные табло с пульт-манипуляторами.

✅Пульт-стативы в основном применяются на малых станциях малодеятельных участков, где стрелки переводятся вручную, а управление светофорами осуществляется дистанционно.

Пульт-статив трехпутного разъезда
Пульт-статив трехпутного разъезда

Если управление и стрелками осуществляется дистанционно, то применяются пульт-табло. Они бывают двух видов: желобкового и блочного типа.

✅В пульт-табло желобкового типа светосхема станции выполнена в виде световых ячеек на металлическом листе с лицевой стороны аппарата.

Пульт-табло желобкового типа станции с маневровой работой на однопутном участке
Пульт-табло желобкового типа станции с маневровой работой на однопутном участке

✅В пульт-табло блочного типа светосхема собрана из субблоков с индикаторами. В таком аппарате управления возможно более простое изменение отображаемой информации при реконструкции станции, путем замены субблоков или изменениях их конфигурации.

Пульт-табло блочного типа трехпутного разъезда с маневровой работой
Пульт-табло блочного типа трехпутного разъезда с маневровой работой

На больших станциях применяются уже аппараты большей конструкции имеющие несколько секций.

☝️Первые аппараты для больших станций имели конструкцию пульт-табло. Все кнопки управления располагались прямо на светосхеме станции. Дежурным приходилось вставать чтобы дотянуться до нужной кнопки. Были неудобства при нахождении двух дежурных у пульта.

Пульт-табло средней станции с двумя зонами управления
Пульт-табло средней станции с двумя зонами управления

Поэтому позже аппараты управления крупными станциями разделили на два: выносное табло и пульт-манипулятор.

Выносное табло средней станции с пульт-манипулятором
Выносное табло средней станции с пульт-манипулятором

Пульт-манипулятор имеет все необходимые кнопки для управления движением: поездные (зеленые), маневровые (белые), вариантные (желтые), кнопки управления перегонными системами, отключения звонков, обдувки стрелок, искусственной разделки, замыкания/размыкания стрелок и т.д.

Пульт-манипулятор средней станции
Пульт-манипулятор средней станции

Если станции большие и имеют несколько парков, то один дежурный не в состоянии справится с объемом работы. На таких станциях пульт-манипулятор имеет 2-3 рабочих места. Каждый дежурный управляет движением в своей зоне.

Станция стыкования рода тока Бабаево (новая аппаратная после реконструкции)
Станция стыкования рода тока Бабаево (новая аппаратная после реконструкции)
Аппарат управления большой внеклассной (многопарковой) станции
Аппарат управления большой внеклассной (многопарковой) станции

Сегодня на смену громоздким аппаратам и системам управления приходят более компактные и энергоемкие, на другой элементной базе. В качестве устройств отображения информации уже используются жидкокристаллические мониторы.

Читайте также:
Маленькое устройство сбрасывающее большие вагоны с пути (+видео)
"Упирались ногами в щебень". Как японцы останавливали катящийся поезд (+видео)
Излом стыковых накладок из-за выплеска пути (+видео)
Устройство, сбрасывающее поезда с рельс.
Три случая схода поездов из-за выброса пути (+видео)
Зачем эти камеры "подсматривают" на вагон снизу?
Как передаются показания светофоров кабину машиниста?
-11