Найти тему
Нейронный дизайн

Русские лавки и скамейки на иконе Благовещения

Оглавление

Если присмотреться к иконе сегодняшнего праздника, можно получить кое-какие знания по истории русского интерьера.

Икона "Благовещение". Новгород, середина XVI века. Фото: foma.ru
Икона "Благовещение". Новгород, середина XVI века. Фото: foma.ru

Помещать святых в привычные внутренние пространства – известный приём средневековых иконописцев и художников Возрождения. Особенно мы замечаем это историческое несоответствие на европейских картинах, где действие происходит во дворцах с колоннадой и мраморным полом. На наших иконах это не так бросается в глаза – наверное, потому, что интерьеры знакомы нам на бессознательном уровне, а многое пришло готовым из Византии – вместе с иконописным каноном и бытовыми заимствованиями.

Итак, давайте поразглядываем привычный сюжет с пристрастием к деталям быта, как если бы они не только несли сакральный смысл, но и отражали реальное положение вещей.

Фрагмент №1

На первом фрагменте – АРКАДА, распространённый тип оформления древнерусских зданий и древнерусских лавок – ритмический ряд арок, опирающихся на колонны или столбы без примыкания к стене. На парадных лавках ножки соединялись полукругом, а архитектурные детали в миниатюре – гирьки, арки, рельефная резьба – образовывали так называемую "ОПУШКУ". Здесь приём стилизован: вроде часть архитектуры, если смотреть на ангела, или же фронтальная часть лавки, если смотреть на девушку, сидящую у ног Богородицы (см. икону целиком).

-3

Подобные лавки и сейчас не редкость. Я регулярно вижу их в храмах и интерьерных проектах в русском стиле. А вот реальный образец из прошлого, ему уж 400 лет:

Лавка XVII века, рисунок по фотографии. Видите тут всё, что я перечислила: гирьки, арки, резьбу? Даже порталы в арках исхитрились сделать
Лавка XVII века, рисунок по фотографии. Видите тут всё, что я перечислила: гирьки, арки, резьбу? Даже порталы в арках исхитрились сделать

Фрагмент №2

На втором фрагменте – мебель для сидения с точёными ножками, резьбой и подушками сверху (на большой скамье). Вот это последнее – характерная деталь древнерусских тронов, стульев, лавок и скамеек – комфорт создавался простым накладыванием на жёсткую поверхность тканей и подушек.

-5

Под ногами Богородицы – подставка для ног, "привилегированный" предмет, показывающий высоту трона и, соответственно, силу власти сидящего на нём. Это объясняет, почему у Божией Матери ("Царицы Небесной") подставка есть, а у девушки нет. Вот, смотрите, фрагмент известной картины, на которой изображён царь с боярами:

Рябушкин А.П. Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате. 1893. У царя подножие, потому что трон выше всех, бояре же расположились на лавках пониже. Кстати, на сиденье трона – та самая мягкая подушка, которая накладывалась поверх
Рябушкин А.П. Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате. 1893. У царя подножие, потому что трон выше всех, бояре же расположились на лавках пониже. Кстати, на сиденье трона – та самая мягкая подушка, которая накладывалась поверх

Ещё можно отметить реалистичный цвет деревянной мебели на иконе. Да, это очевидно, но всё равно интересно. Остальной архитектурный фон с башней, двускатной кровлей и решётками мы рассматривать не будем, потому что там нет интерьера. Пусть этим занимаются историки архитектуры и знатоки иконописи, выискивая, где художественная стилизация, где чистый символизм, а где реальные элементы русского средневекового города.

Текст: Дарья Филиппова (Interior Writer)

Больше о русском стиле читайте в статье "А был ли мальчик?"