Найти тему
Артур Рыкалин

Задача с параметром по математике и научение

Недавно писали про сильные стороны применения задач с параметром по математике. Сегодня немного продолжим тему в целом по научению и образованию. Что может дать более качественный результат в образовательном процессе?!

1. Мастер. Чтобы поднять потолок выше, чтобы повысить уровень нормы, чтобы расширить контекст, чтобы раздвинуть рамки. Через уверенность, опыт, лёгкость, расслабленность и спокойствие. Многие ученики просто боялись параметра. Учителя-предметники боятся параметра, репетиторы не все берутся за него. И ученика формируется стереотип, что "это нереально". В итоге просто на глазах несколько примеров "было - стало": от уровня "ни разу не решал и не смогу", до "ура, получилось". Вне математики учителя, тренера, наставника, опытные профессионалы зачастую могут помочь сделать быстрый рывок в пространство новых возможностей.

2. Пример и демонстрация. Ученика часто тяжело сделать первое действие, первый шаг, ступить в неизвестность. Или это занимает очень много времени. Учитель, видя психологически-волевой конфуз, может сначала сделать сам и показать пример. Спокойно, легко, с фишками. Ученик чувствует эту лёгкость и постепенно начинает проходить страх, появляются первые "кочки", чтобы по ним начать двигаться. Первые зацепки для собственной мысли, поиска. Два подхода: "сделай, как я скажу" и "сделай, как я". Совсем другое отношение к учителю и процессу появляется. Например, совсем недавно 11-классник всё не мог начать и попросил "сделайте сначала сами и я включусь дальше". И действительно в дальнейшем он меня отгонял и сам искал решение, чтобы я не обворовывал его нарабатываемый опыт и познавательный процесс.

3. Вовлечение в действие, практику и опыт. Как и в жизни, самый рост начинается не от пассивного слушания или смотрения, а от действия и поступков. В практике включается более глубокое понимание объекта познания. Поэтому учителю важно сделать так, чтобы ученик сделал 20-30 примеров. Даже если он не полностью их понял, но уже получит опыт, получит базовые навыки решения, поймут общую фишку типовых задач. Учить географии и не поездить по миру, учить экономики без опыта управленческой и хозяйственной деятельности, учить биологии без контакта с животных и растительным миром, учить языки без общения с носителями, учить бухгалтерии без сдачи отчётности и т. д. Очень важно создать такую образовательную среду, чтобы ученик стал действовать, сам. Более 10 лет опыта преподавания дали понять, что хороший учитель - это незаметный учитель. Его не видно, не особо слышно. Зато видно и слышно действия учеников. Задача учителя запустить активность ученика, чтобы дети были у доски, дети чертили, строили, поясняли друг другу. Порой в школе заходишь к "заслуженному учителю" и сразу видна "мощь". Все по струнке, звезда у доски и все замерли. А порой заходишь туда, где прорывы делаются, а там учитель растворён с учениками, но ученики пашу, сами активно и получают свой опыт и осмысление решения. Такого учителя не видно, он не гасит своей активностью активность учеников.

4. Групповая работа и ученик=учитель. Кстати, про поясняли друг другу. Принцип "учитель=ученик" щетининской школы я долго осмыслял на своей практике. И какая же это мощь, когда ученик начинает пояснять другому ученику. Кто поясняет проявляет терпение, паузу, хочет не пояснить, а дать наводки, чтоб другой сам вник. У него у самого всё расстанавливается по полочкам и снижается потребность в няньках-учителях. В группе включается соцсоревнование, атмосфера сотрудничества и сотворчества. Финансово богатые семьи часто специально хотят индивидуальных занятий для своих чад, но тем самым делают большую медвежью услугу, обворовывая дитя на социализацию и более эффективное обучение.

5. Множество вариантов. Решать задачи разными методами, даже не только двумя. База - аналитический и графический методы. Ученик лучше понимает задачу, когда решает её разными способами. Он повторяет и проясняет для себя сразу множество тем. Понимает, что каждый день мы делаем выбор из множества вариантов. Путь не единственный.

6. Ещё одну находку сегодня дала заслуженная учительница (40 лет преподает математику и физику). У нас внизу в школе небольшая мальчиковая группа и задания с параметров, поэтому на всю школу слышен смех, радость, движения, громкость. Спускается рассерженная учительница и призывает молчать, чтобы деткам на верху не мешать. В чём урок? Эмоциональность. Логическое воспитание часто обрезает правое образное полушарие, чувственно-эмоциональное. А потом топ-менеджеры будут проводить дорогие тренинги, как развить эмоциональный интеллект. Да вы просто не гасите эмоции, сделайте образовательный процесс, даже по серьёзной математике, эмоциональным. У учеников столько эмоций от победы-решения в сложной задаче, столько эмоций, когда исписано пол тетради, а был не верено переписан пример на старте. А сколько эмоций, когда перед решением для собранности на кон ставится килограмм российских яблок без химии, неказистых, не типового размера. А сколько эмоций на отжиманиях и последней минуте планки. С кислыми щами и параметры не так решаются, особенно если из ученика ещё не слепили до совершеннолетия очкарика-дрища с загнанными внутрь эмоциями.

7. Смекалка-воля- инициативе. Ну и можно обойтись без всего выше, если к старшей школе в семье и школе были развиты воля и собранность. Сегодня есть все решения на видео и тексте. Множество примеров и способов подачи информации. Читай-смотри, пробуй, ошибайся, совершенствуйся. Без первых шести пунктов, если нет возможности. Легко. Были бы навыки уже сформированы. А если их нет, то перед "дитяткой" будут плясать учителя, родители, няньки, чтобы "разжевать" всё, ещё дальше отсрочив опыт взросления и взятия ответственности.