Как только бизнес прижимает, первая задача какая? Начать экономить. Казалось бы - чего страшного, затянем пояса и проживем пару месяцев. Ан нет – затягивание поясов бывает разным. В своей жизни я часто наблюдаю мнимую экономию – вроде денег не тратим, а по факту расходы растут.
Вариант 1. Мой любимый. Кружок кройки и шитья.
Когда на диске заканчивается место, вы как его чистите? Я сортирую файлы по размеру и смотрю, что из самого крупного удалить. Быстро и эффективно.
В жизни же я 2 года экономила на мелочах. Нужно заказать хенглеры и они стоят по 150 р. за штуку? Ок, не вопрос. Напечатайте, а мы вырежем и наклеим сами.
Нужны флажки для оформления шоу-рума - не вопрос. Весь отдел будет резать. За цветами на выдачу, конечно, поедет маркетолог.
И т.д. и т.п. Таких примеров уйма. Зато я экономила. Хенглеры стоили 30 р., доставка цветов бесплатно, флажки копейки. Это если смотреть формально.
А если посмотреть со стороны по факту? Взять рабочее время маркетолога, дизайнера. Посчитать сколько стоит час, посчитать сколько времени заняла работа и добавить к цене изготовления? Золотые флажки и хенглеры выходят.
Более того, пока маркетолог вырезал ножницами, он не делал другие, более важные задачи. Прибавляем к уже посчитанной цене упущенную выгоду от непришедших клиентов.
Вариант 2. Прижать поставщика.
«Денег нет, снижайте цену» или «Пойти на индексацию тарифов не можем». Результатов несколько:
• Существенное снижение качества работ;
• Необходимость поиска нового поставщика;
• Отказ от сотрудничества.
Тут нужно вспомнить про обоснованность требований о повышении тарифов или текущих тарифов. Проводится тендер и смотрим – цены адекватны? Тут еще одно отступление – адекватный тендер. Это не когда тупо ищем дешевле, а когда ищем такое же качество за аналогичные или меньшие деньги.
Если цены адекватны – лучше провести переговоры с поставщиком. Все равно уверены, что можно дешевле – убедитесь, что аналогичных поставщиков много и дерзайте. Но помнить надо о времени простоя (если говорим о рекламных кампаниях), о том сколько затратите на поиск нового поставщика. В идеале сначала найти нового, а потом ругаться со старым.
Одной из моих главных ошибок было прессовать поставщика с ценами ниже рынка при условии, что качественной замены ему просто нет. Поэтому, если отношения нормальные, как и цены – лучшее враг хорошему.
Вариант 3. Снижение заработной платы сотрудникам или сверхнагрузка.
Мне кажется, это любимый пункт у всех. Но у него есть обоснование: снижая з/п, мы снижаем и страховые взносы. А это 30% ФОТ.
Незаменимых у нас нет. Есть легкозаменимые, среднезаменимые, труднозаменимые. А есть реально бесполезные. Вот с них и можно начать.
Однако, в своей рабочей практике я видела ситуации когда издевались как раз над труднозаменимыми. Истории из серии: Повысьте мне з/п на 20%. Ни за что – пиши заявление. А потом ищем двух таких с з/п в 1.5 раза больше не анекдот. Так бывает.
Поэтому экономить на ФОТ надо, но прежде всего не урезая никому з/п, а оптимизируя бизнес-процессы. Хотя бы из моего же варианта 1.
Все три варианта написаны моими нервами и ошибками. Не повторяйте их и все будет хорошо.
- Я в Telegram: https://t.me/masha_i_prodazhi
- Я в Instagram: https://www.instagram.com/zolotareva.maria/