Дорогие самоизолировнные, давайте сегодня вспомним про такое замечательное развлечение, как игра в карты. Игральные карты, вероятно, были изобретены в Китае в 7 или 8 веке. Они прибыли в Испанию с арабами, затем они появились в Италии в 14 веке и во Франции в 15 веке. Это стало развлечением в домах, тавернах, а иногда и в монастырях, однако со временем карточная игра подверглась многим запретам.
Знаете ли вы, что игра в карты вдохновляла многих художников по всему миру на протяжении веков? Для художников этот сюжет был интересен тем, что позволял изобразить поведение людей, страсти, интриги, показать психологический поединок между игроками. Также в подобных картинах зашифровывалось некое тайное послание, суть которого была известна лишь посвященным. Давайте вместе рассмотрим наиболее известные полотна, изображающие этот сюжет.
Работа "Шулера", итальянского мастера света и тени (chiaroscuro), художника Караваджо, заметно способствовала его известности. В 1594 году эту картину заказал итальянский кардинал Франческо Дель Монте, который стал первым важным покровителем Караваджо и помог художнику встать на путь к величию. Фигуры этой картины предлагают зрителю нечто новое: реалистичную сцену уличной жизни, большое внимание к мелким деталям. Изображая игроков в карты, Караваджо ясно показывает мужчину, подглядывающего в карты и подающего знаки, чтобы оппонент смог достать подходящую карту из-за пояса. Напомним, что игра в карты в те времена считалась «опасной».
Похожий сюжет изобразил последователь Караваджо, французский художник Валантэн де Булонь.
Ещё одна знаковая работа для мирового художественного наследия это работа Жоржа де ЛаТура, под названием "Шулер с бубновым тузом".
История этой работы очень занимательная. У французского художника, «мэтра ночи» (так как большинство сцен в его картинах происходят в темное время суток), Жоржа де ЛаТура был поклонник-коллекционер в лице губернатора Лотарингии маркиза Ла Ферте. В его коллекции находилось пять произведений ЛаТура, шестое полотно «Шулер с бубновым тузом» появилось уже после смерти художника, согласно его завещанию. Только в 20 веке после проведения множества экспертиз, было установлено, что эта работа авторства Жоржа де ЛаТура. В 1972 году Лувр приобрел эту работу за 10 миллионов франков.
Вот работа французского импрессиониста Гюстава Кайботта, изобразившего своих друзей за игорным столом.
На этом большом холсте изображена группа из шести человек, двое из которых сидят за игровым столом и играют в игру безик, трое следят за игрой, а шестой человек задремал на диване. Эта работа, показанная на выставке импрессионистов 1882 года, несомненно, вдохновила Сезанна , на его серии "Игроков в карты".
В категории жанровой сцены Поль Сезанн написал не менее 5 версий своих знаменитых картин «Игроки в карты». Более подробно об этой серии и о том, почему эта картина стоит 250 миллионов долларов вы можете прочитать в нашей статье.
Фернандо Ботера - современный и ныне живущий колумбийский художник, один из редких художников, который добился большого успеха при жизни.
Этот художник и скульптор, работающий в технике фигуративизма, называет себя «самым колумбийским из колумбийских художников». В дополнение к натюрмортам, корриде и семейным портретам, Ботера любит рисовать обнаженных. Шарообразные персонажи- это характерная черта данного художника. (Чего стоит его интерпретация «Четы Арнольфини»)
Следом идет экспрессивная работа Эрнста Кирхнера, изображающая игрока в карты. Это полотно как и все работы данного художника отличается ярким колоритом, угловатыми контурами и сильнейшим драматическим напряжением.
Эта геометричная работа принадлежит кисти нидерландского художника, архитектора, скульптора и теоретика искусства, Тео ван Дусбурга. Вкупе с другим деятелем искусства, Питом Мондрианом, он основал движение абстрактного искусства "Стиль" (De Stijl) и одноименный художественный журнал. В своих работах ван Дусбурга пытался найти гармонию, выражая элементы геометрическими формами, простыми цветами и линиями.
На картине немецкого художника Отто Дикса изображены трое изуродованных ветеранов Первой мировой войны, играющих в очень популярную в Германии карточную игру "скат".
В этой работе подчеркивается ужасающий характер сцены: мужчина с железной челюстью в синей форме отображается совсем без ног, у него остался только торс из которого вываливается мужское достоинство, один из игроков держит карты во рту, другой пальцами ног, последний механической рукой. Часть головы левого игрока сожжена, его левая нога заменена палкой. В лампе позади виднеется череп. Экспрессивные работы Отто Дикса носят напряженный характер, множество работ, посвященных войне и послевоенному времени очень острые, кричащие и шокирующие.
В 1948 году американский художник Томас Бентон был ответственным за создание картины для продвижения голливудского фильма «Трамвай "Желание"» с Вивьен Ли и Марлоном Брандо в главных ролях. Вдохновленный легендарной сценой из фильма, автор изображает на картине главную героиню танцующей возле играющих в покер мужчин, тем самым раздражая главного героя, следом после этой сцены звучат всем известные слова «Не строить играть в покер в присутствии женщин». Данная картина подверглась многочисленной критике со стороны актрисы, которая сочла ее наряд слишком провокационным. Тем не менее, эта работа способствовала славе Томаса Бентона, который также поместил покер в центр своего полотна «Искусство жизни в Америке» в 1932 году.
Завершим нашу подборку "Собаками, играющими в покер" Кассисуса Кулиджа.
В 1903 году сигарная марка "Brown & Bigelow" заказала серию из 16 картин у американского художника Кулиджа. Получивший признание благодаря своим комиксам, этот американский художник воспользовался этим исключительным поручением, чтобы заявить о себе в мире живописи.
После серии из 9 полотен на тему покера антропоморфные фигуры его собак объехали весь мир, появляясь на многих культовых выставках 70-х годов. Первая картина из этой серии была проданы на аукционе за 658 000 долларов в 2015 году.