Найти тему
Справочник кинопижона

Кинопародия. Жанр с лицом Лесли Нильсена

Пародия (Parody films) – разновидность сатирической комедии, в которой предметом шуток становятся, как отдельные фильмы, так и целые жанры с характерными для них штампами. Пародия – один из самых киноманских жанров, так как для понимания происходящего в целом и отдельных шуток в частности необходимо знакомство с первоисточником, поэтому в качестве объектов для гэгов выбираются наиболее популярные голливудские фильмы.

Элементы пародии в кино появились практически одновременно с рождением синематографа. Достаточно вспомнить «Маленькое ограбление поезда» 1905-го года, в котором сюжет «Большого ограбления поезда» обыгрывался с участием детей. В дальнейшем пародийные элементы использовали Чальз Спенсер Чаплин и братья Маркс. Чуть дальше жанр продвинули Бад Эббот и Лу Костелло, помещающие себя любимых в сюжеты популярных фильмов. Не стоит забывать и об насчитывающий свыше 30 фильмов британской комедийной серии Carry On, успевшей простебать и «Клеопатру» и «Эммануэль», однако годом рождения пародии как жанра стоит считать 1973, когда вышли и сорвали банк «Сверкающие седла» Мэла Брукса. Спустя еще 7 лет на экранах появился «Аэроплан» Абрахамса-Цукера-Цукера. Следующие 20 лет стали «Золотым веком» кинопародии, но к концу 90-х жанр выродился. Первым звоночком стало «Очень страшное кино», которое привело к появлению чудовищного количества «пародийного» шлака, выпущенного под брендом «Очень (какое-то) кино».

15 голливудских кинопародий

Молодой Франкенштейн (Young Frankenstein), 1974, режиссер – Мэл Брукс

Если «Сверкающие седла» стали суперхитом, проложившим дорогу на экраны множеству кинопародий, то «Молодой Франкенштейн» задал законы жанры. В меру забавный, в меру скабрезный, кинематографически зрелый. В качестве объекта для пародии выбраны классические хорроры студии Universal 30-х – первой половины 40-х.

Ужин с убийством (Murder by Death), 1976, режиссер – Роберт Мур

-2

Малоизвестная в российских широтах, но отличная пародия сразу на все популярные в Голливуде детективные истории. В одном особняке собираются Мисс Марпл, Эркюль Пуаро, Филипп Марлоу, Чарли Чан и Тонкий человек (точнее не они, а персонажи крайне их напоминающие) с целью раскрыть очередное «идеальное убийство».

Страх высоты (High Anxiety), 1977, режиссер – Мэл Брукс

-3

Пожалуй, лучший фильм Брукса, решившего на этот раз оттоптаться на творческом наследии Альфреда Хичкока. В качестве основного источника вдохновения режиссер выбрал «Головокружение», но под раздачу попали и другие фильмы мастера саспенса.

Солянка по-кентуккийски (The Kentucky Fried Movie), 1977, режиссер – Джон Лэндис

-4

Фильм на котором Джим Абрахамс и братья Цукер оттачивали свой комедийный талант сценаристов перед «Аэропланом». Кино представляет набор скетчей, стебущих все подряд от «Выхода Дракона» с Брюсом Ли до блэкэксплуатейшна. Фильму не хватает связного сюжета, что компенсируется просто бешеным ритмом вербальных и визуальных гэгов. В 1987 вышел условный сиквел – «Амазонки на луне», с которым тоже можно ознакомиться.

Дешевый детектив (The Cheap Detective), 1978, режиссер – Роберт Мур

-5

Питер Фальк умело пародирует Хамфри Богарта в этой остроумной ленте, вдохновленной «Мальтийский соколом» и ещё дюжиной hard boiled нуаров сороковых. Под раздачу попадает даже «Китайский квартал» Поланского.

Аэроплан (Airplane!), 1980, режиссеры – Джим Абрахамс, Дэвид Цукер, Джерри Цукер

-6

Уникальный фильм в том смысле, что он оказался значительно лучше лент, которые пародирует. На этот раз стебутся многочисленные фильмы-катастрофы 70-х и, в первую очередь, тетралогия «Аэропорт». До «Аэроплана» объектами для пародий становились обычно стоящие фильмы, «Аэроплан» доказал: для того, чтобы отличной пародией необязательно выбирать в качестве мишени что-то крутое и популярное. Достаточно просто популярного. В результате «Аэроплан» даже включили в национальный реестр американских фильмов в отличии от «Аэропортов».

Совершенно секретно! (Top Secret!), 1984, режиссеры – Джим Абрахамс, Дэвид Цукер, Джерри Цукер

-7

Начало 80-х охарактеризовалось вторым обострением Холодной Войны, что не могло не найти отражения в масскульте в форме множества политических и шпионских триллеров, а братья Цукер и Джим Абрахамс не могли пройти мимо и не простебать их. «Совершенно секретно!» – не лучший фильм трио, однако именно в нем пародировать стали не только один магистральный жанр, но и попутно другие хиты проката. В этом фильме, например, простебали среди прочих и «Голубую Лагуну».

Космические яица (Spaceballs), 1987, режиссер – Мэл Брукс

-8

Классический стеб над оригинальной трилогией «Звездных войн».

Голый пистолет (The Naked Gun: From the Files of Police Squad!), 1988, режиссер – Дэвид Цукер

-9

Говорим «Голый пистолет» – подразумеваем трилогию. Фильм, сделавший из пожилого актера второго плана Лесли Нильсена настоящего короля комедии, а также настоящий эталон жанра пародии со всеми плюсами и минусами последнего.

Изгоняющий заново (Repossessed), 1990, режиссер – Боб Лога

-10

Не самый популярный фильм Нильсена, снятый на волне актуализации темы изгнания дьявола. В 1989 вышла третья часть саги про экзорциста, а уже год спустя за изгнание Пазузу взялся настоящий специалист в теме – Лесли Нильсен.

Фатальный инстинкт (Fatal Instinct), 1993, режиссер – Карл Райнер

-11

Конец 80-х – начало 90-х было золотым веком неонуара и эротического триллера, так что выход пародии на них был только делом времени. Получилось не то, чтобы гомерически смешно, как в «Голом пистолете», но в целом обаятельно и как-то лампово. В главных ролях отметились Арманд Ассанте и Шерилин Фенн, имеющие опыт съемок в неонуарах, поэтому и самопародия им далась довольно легко и естественно.

Горячие головы 2 (Hot Shots! Part Deux), 1993, режиссер – Джим Абрахамс

-12

Если первые «Горячие головы» издевались над «Лучшим стрелком», то вторая часть выбрала объектом для пародии все голливудские милитаристские экшны рубежа десятилетий, благодаря чему фильм получился более универсальным и смешным. Чарли Шин-комик оказался гораздо более талантливым, чем драматический актер Шин.

Заряженное оружие 1 (Loaded Weapon 1), 1993, режиссер – Джин Квинтано

-13

Пародия второго эшелона, выбравшая в качестве своей мишени трилогию (на момент выхода) «смертельное оружие». Один из самых часто транслируемых в российском телеэфире 90-х представителей жанра.

Дракула: Мёртвый и довольный (Dracula: Dead and Loving It), 1995, режиссер – Мэл Брукс

-14

Фильм, в котором встретились два главных титана жанра: Мэл Брукс (Ван Хельсинг) и Лесли Нильсен (Дракула). В качестве источника вдохновения были использованы как фильмы 30-х с Белой Лугоши, так и версия 50-х от студии Hammer c Кристофером Ли.

Без вины виноватый (Wrongfully Accused), 1998, режиссер – Пэт Профт

-15

Последняя действительно удачная голливудская пародия, стебущая «Беглеца» Эндрю Дэвиса. Пожалуй, именно «Без вины виноватый» содержит максимальное число киноотсылок, как к актуальным хитам, так и классике Голливуда. В фильме есть даже визуальный гэг, отсылающий к «Черной полосе» с Хамфри Богартом.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц