Требования к образованию и его содержанию постоянно меняются. Лет 30-40 назад перед учителем не стояла проблема как передать ребенку управленческие навыки или способность анализировать свои действия. Теперь же все чаще возникают разговоры, что школа не готовит к реальной жизни, заставляя тратить огромное количество времени на бесполезные предметы. И если список того, что мешает школьному образованию все могут составить достаточно легко, то с определением "Что должен знать каждый образованный человек" возникают проблемы.
Действительно, что должно входить в базовую программу идеальной современной школы? "Любимые" всеми синусы и косинусы, химические свойства оксидов или проблема нравственности в литературе 19 века?
Школа "учит учиться", но почему учить нужно именно то, что представлено в современной программе? Что действительно должен знать образованный человек? Что можно убрать из современной школы?
1.Сократить научное содержание некоторых предметов и добавить практические знания
Например, зачем ребенку подробное изучение жизнедеятельности червей? Гораздо полезнее знать об опасности и профилактике заражения гельминтами.
2. Основы психологии
Вне зависимости от того, изучает ли подросток математику или биологию, он должен уметь различать свои эмоции, управлять ими, определять эмоции окружающих. Нужно распознавать манипуляции и противостоять им.
3. Экономические знания
Выпускник должен понимать как рассчитывается зарплата и что такое налоги. Уметь рассчитывать проценты и определять финансовые пирамиды.
4. Трудовое воспитание
должно быть более широким и разнообразным - важно рассказать об основных принципах здорового питания, научить собирать мебель и чинить сантехнику, пришивать пуговицы и пр.
5. Работа с информацией
Образованные люди должны уметь отличать надежные источники от инфомусора, уметь читать научные публикации и различать понятия диссертация, аннотация и пр.
6. Иностранный язык
нужно преподавать так, чтобы у школьника не возникало проблем с чтением и анализом зарубежных источников. Образованный человек должен знать как вести деловую переписку или мог уехать для дальнейшей учебы заграницу.
Большая часть современных школьных знаний - балласт, который никак не используется в жизни. И, если лет 30 лет назад перед учителем не стоял вопрос о том, что помимо знаний ребенок должен получить необходимые компетенции, то сегодня учитель с такой позицией обманывает ученика. В жизни нет отдельно математики, физики или химии. Сегодня мировое образование уходит от простого изучения предмета и старается сконцентрироваться вокруг конкретных явлений и проблем, изучать их во взаимосвязи с внешним миром.